Сраднев е кового мира

Характерны е черты и основные цивилизационны е регионы

ИСТОРИЧЕСК ОМ ПРОЦЕССЕ

Тема II. МЕ СТО СРЕДНЕВЕК О ВЬ Я ВО ВСЕ М ИРНО -

Среднев е ковье - период всемирной истории, временные рамки которого с V в. по XVII в. В современной историческо й литературе существу ет следующая пер и одизация сред невековья: раннее сред невековьс (V- нач. XI вв.), к л ассич е ское среднев е ковье (XI-XV вв.), позднее средневековье (XV- c е p. XVII вв.).


Среднев е ковье обладает особыми типологически м и чертами, отличающими его от други х исторических эп ох.

Среднев е ковое обществ о - это, по преимуществу, аграрное обществ о, баз и рующееся на ручном труде и фе ода л ь н ых обществ е нно - экономических отношениях. Переход к феодали зму в различных странах происходил не одновре м енно. Это зависело от конкретно - исторических условий, но содер жание этого п роцесса содер жало общ и е черты.

1. Разло жение свободн о й сельской общины, общинной собственности и выделение из неё крестьян ской собственности.

2. Создание крупной феодальной собст венност и на зе мл ю. В странах Восток а земля являлась собственностью феодального государства. Феодальная собствен ность на землю име л а иерархическую структуру. На ее основе создав ались вассальные отношения между феодалами.

3. В условиях господства фе ода л ь н ых порядков земля, ка к правило, не являлась объектом свободной купли - продажи, и, следовательно, не находилось в чьей - то полной частной собственности. Владение землей нер а зрывно было связ анно с осуществлением государственных функций (военной, судебной), а государственная вл ас ть не мож е т быть чьим - то частн ы м делом.

4. Превращение свободных крест ьян - общинников, а также несвободных землед ельцев, рабов, в зависимы х крестьян. Крест ья нская община также подчинялись феодалу или феодальному государству.

5. Ускорение об ществ е нного разделения труда

6. Особсшю с ти феодальной экономики опре деляли и сущност ь государственности, для которой характерна была


феодальная раздробленность. В стр а нах Вост ока сох р анялись централизованные государства, что объяснялось пр еобладани е м государственной собст венност и на землю и наличием крупных ирригац ионных сооружений, для поддержания и охраны которых нужна была сильная государственная власт ь. К XI II- XIV вв. в значительной части европейских государств проявляются тенденции к центр а лизации.

7. Для средневекового обществ а характерна корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабо е развитие индивидуализма.

8. В период с р едневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, чсхов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Причем, для одних стран этот процесс брал свое начало от древнейших цивилизаций, для других - от племенных образований периода первобытности.

9. Оразо ванис государств и народностей вызвало потребность в монотеизме (религии единобожия). Важную роль и создании духовного единства средневековых государств сыграли иудаизм, христианство, ислам.

Наряду с уже п е речи сленными наиболее общими черт ами в средние века в различных регионах мира происходили процессы, имевшие св ои существ е нн ые различия. Основными цивилизациопными регионами в этот пери од были Азия и Европа. В Азии в соответствии со спец ифическ и ми особенностями географической среды, сист емы ведения хозяйства, соц и альной органи з ации, культурного наследия и религии сформировалась арабо - мусуль ман с к а я цивилизация. Она явилась в како й - то мере исторической преемницей цивилизации вос т очного типа и проявила все наиболее


характерные для нее черты. Отличительные особенности араб о - мусулъман с кой цивилизации связ аны с особенностями ее культуры, основу которой составили арабский язык, вероучения и культ ислама.

Ислам ка к сист ема духовных ценностей возник в VII в. на Ближнем Во стоке. Вер оучение этой религии испытало влияние иудаизма и христианства. Родиной ислама являют ся арабски е города Мекка и Меди на. Осн о ватель ислама и первой общины мусуль ман - пророк Мухаммед. Осно ву мусуль ман с кого вероисповедания сост авляет ве ра в единого Бога Аллаха и Мухаммеда - его посланн и ка, а также неуко с нительное соблюдение ку льтовых предписаний. В исламе си льн о выражен а идея безусловной покорности божественно й воли, которая наложи ла глубокий отпечаток на ве сь уклад жизни и исламскую культуру. Ислам включает в качеств е первоосновы не только свя щен ные духовные тексты, но и свод закон о в, который касается отправления религиозного культ а, семейной и государственной жизни. В исламе шир о ко представлены правовые вопросы: уголовное, гражданское право, общегосударственные установлення. Вся жизнь верующего человека должна полностью соответствовать требованиям и установкам ислама.

Глубокое проникновение религии во все сферы жизни приводит к тому, что исламские духовные институты стремя тся подчинить себ е государство и превратить его в религиозн у ю организ ацию. В совр еменном мир е это явлен и е принято называть исламским фундамен тализ м ом. Пример современного подобного государстве - Исламская республи ка Иран.


Принятие ислама арабск ими племен ами способствовало их консолидации. На базе ислама выросло в VIII в. могущественно е государство - Арабский Халифат. Под его властью оказалась огромная территория от Атлантического океан а до границ Китая: Северная Африка, Испания, Сицилия, Армени я, Азербайджан, Иран, Афгани стан, час т ь Индии и т. д.

Арабо - Исламский мир отличался высоким уровнем культурного и экономического развития. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия намного опережали ев ропейск ие науки того времени. Многие европейские народы заимствовали у арабов систему орошения полей, некоторые сельско хозяйственные культуры (рис, цитрусовые). Од нако христианскую Европу и арабо - исламский мир разделяли глубоки е религиозные различия, которые привели к началу крестов ых походов (конец XII- конец XIII вв.).

В Европе в период средневековья на ча л о сь станов ление новой формы за па дной цивилизации - европейско й христианской цивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи. Формирование ев ропейск ой цивилизации происходило на основе синтеза античной цивилизации и уклада жизн и варв арских племен в ходе процессов христианизации, становления государствсшюстн и культуры новых народов Европы.

Во времен а античности христианство не представляло собой единой организ ации. На территори и Римской империи существ о вал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые, организационные отличия. Руководство этих церквей вело между собой борьбу за гегемонию в христианском мире. Наиб олее активно боролись за лидерст во глава Западной Римской церкви - папа Римский и


глава Византийской церкви - Константинопол ь ский па триа рх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христ а, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) церкви; патриарх Константинопол ь ский принял титул Вселенского патриарх а православной, то ест ь истинно Христианско й церкви, т. к. он признавал решения только первых семи Вселенских соборов Христианских церквей. 16 июня 1054 г. папа Римский и Константинопол ь ский па триа рх предали друг друга взаимно й анаф еме (церковному проклятию), чт о послужило формальным актом ра ск ол а христианства на ка толиче скую и православную церковь.

Две ветви христианства (православие и католич ество) стали основой формирования двух разновидн о стей европейской цивилизации: западной и восточной.

Византи й ская империя как самостоятельное государство просуществов а ло до XV века, когда он о было завоевано турками. Византия заложила основы восточноевропейско й православной цивилизации, носителями которой являют ся русские, болгары, украинцы, белорусы, греки, сербы и ряд други х народов Европы.

Становление западноевропейской католическо й цивилизации связано с Велики м переселением народов (IV-VII вв.) - вторжением варваров (герман ских племен, гуннов. сар мато в и др.) в пре д елы Римской империи. В V-VII вв. на захваченных варварскими племенами территориях начинают формироваться новые государственные образования, а в VI I-X вв. они достигают расцвета. Среди этих государст в особенн выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая сво е го наивысшего развития во время правления


Карла Вели кого (768-814 гг.); королевство германцев, преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Среди всех достижени й античной цивилизации, которые впитала в себя европейск ая цивилизация, наибольшее значен и е принадлежит христианству.

В условиях распада Рим с к о й империи, ее политических основ и хозя й ства, упадка культуры христианство стало духовн о й основ о й всей европейской цивилизации, несмотря на существ о вавши е противоречия между православием и католич ество м. Христ и анство спосо б ствовало формированию единого мировоззрения, нравств е н н ых н орм и ценностей народов Европы. Като л ическ а я и православная цсрковь были в средние века не только духовн ы ми, но и в л иятельными политическими организ ациями.

Итак, в средневеко вом мире в Азии и Европе сформировались основные цивилизациоиные регионы: арабо - мусуль ман с кий, западноевропейский и восточ ноевропейский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: