СССР и мир в 1945-1991 гг

Тема 8. Вторая мировая и Великая Отечественная войны.

Задания для семинарского занятия

1. Возникновение Советского государства и первые решения советской власти.

2. Гражданская война и интервенция: апогей общенационального кризиса в России.

3. Политика военного коммунизма: причины введения, основные направления, итоги и значение.

4. Попытка налаживания международных отношений СССР.

5. НЭП, как способ выхода России из экономического, политического кризиса и международной изоляции: причины перехода, задачи, итоги.

6. Индустриализация в СССР: особенности развития промышленности, задачи и взаимосвязь с коллективизацией сельского хозяйства.

7. Коллективизация сельского хозяйства: причины, задачи и итоги.

8. Складывание тоталитарной системы в СССР: причины, итоги. Массовые Репрессии.

Тематика эссе:

1. Каковы основные характеристики тоталитарного режима, в чем его отличие от авторитарного и демократического государственного устройства?

2. Причины и последствия культа личности Сталина.

3. В чем суть насильственной коллективизации и ее отличия от ленинской концепции добровольного кооперирования крестьянства?

4. Причины неудач при попытке создания в мире системы коллективной безопасности?

На лекции используется интерактивный метод «эвристическая беседа». Основываясь на знаниях полученных в школе студентам предлагается определить понятие «экономический кризис», подискутировать о международном кризисе - 1939-1941 гг. и представить современные точки зрения об экономическом кризисе. Основываясь на знаниях полученных в школе студентам предлагается определить понятие «тоталитаризм», подискутировать о тоталитаризме и представить различные точки зрения, существующие в современной историографии.

На семинаре используются интерактивные методы: «мозговой штурм», «работа в команде». Студенты делятся на 2 команды, сравнивают «военный коммунизм» и НЭП в России по следующим характеристикам: причины, этапы, задачи, результаты. Студенты отвечают на вопросы: Почему советское правительство предприняло переход к НЭПу? Существовали ли иные варианты выхода Советской России из экономического кризиса? Заполняют таблицу. Обсуждают эссе.

Семинар проводится с использованием презентаций.

Для контроля остаточных знаний проводится исторический диктант на тему: «Мир после Первой мировой войны».

Вопросы лекции:

1. Международное положение на кануне Второй мировой и Великой Отечественной войн.

2. Причины, планы, цели воюющих сторон. Начальный этап, периодизация Второй мировой и Великой Отечественно войн.

3. Перелом в ходе Великой Отечественной войны.

4. Завершение Второй мировой и Великой Отечественной войн.

5. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн.

6. СССР в послевоенное десятилетие: перевод экономики на мирный лад, апогей сталинизма.

7. ХХ съезд КПСС. Период «оттепели» Н.С.Хрущева: попытки реформ, надежды и итоги (1953 – 1964гг).

8. Нарастание кризисных явлений в обществе в период брежневского «застоя» (1964 – 1984 гг.)

9. Возникновение и развитие диссидентского и правозащитного движения.

10. Перестройка в СССР (1985 – 1991гг.), итоги и значение.

11. Изменения в общественно – политической жизни государства, складывание многопартийности, гласность в период перестройки.

12. Внешнеполитический курс СССР во второй половине ХХ в.: цели и результаты.

Лекция – визуализация, проводится с использованием презентации, анкетирования, видео и аудио оборудования.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.

Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950-1953 гг.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы.

Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.

Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.

Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х - начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.

Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Развитие стран Востока во второй половине XX века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

Ключевые термины и понятия: «справедливый курс», голлизм, пакт, конференция, ленд-лиз, блицкриг, план «Барбаросса», блокада, эвакуация, коренной перелом, оккупационная зона, «дорога жизни», форсирование, антигитлеровская коалиция, заградительный отряд, военно – полевой суд, «второй фронт», капитуляция, репарации, контрибуция, атомное оружие, «Холодная война», этатизм, НАТО, ОВД, СЭВ, оттепель, десталинизация, реабилитация, репатриация, МТС, теневая экономика, «стабильность кадров», диссидент, военно – стратегический паритет, НТР, «развитой социализм», период застоя, коррупция, «механизм торможения», «разрядка международных отношений», перестройка, «новое мышление», демократия, гласность, плюрализм, импичмент, конформизм, пацифизм, референдум, шестидесятники.

Задания для семинарского занятия №1:

1. Послевоенное устройство мира. Начало «Холодной войны».

2. Ведущие капиталистические страны во второй половине XX в: США, Великобритания, Франция, ФРГ, Испания.

3. Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

4. Крушение колониальной системы. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.

5. Страны Азии в ХХ в.: Япония, Китай, Индия.

6. Мир на грани войны. Карибский кризис: сущность и последствия.

Тематика эссе:

1. Попытки СССР создать систему коллективной безопасности накануне Второй мировой войны. Причины провала.

2. В чем причины затягивания открытия второго фронта в Европе?

3. Каковы итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн?

4. Роль СССР в создании антигитлеровской коалиции. Трудный путь.

На семинаре используется интерактивные методы: «мозговой штурм», «работа в команде». Студенты делятся на 2 команды, дискутируют о мировой глобализации; отмечают плюсы, минусы, последствия процесса глобализации.

Семинар проводится с использованием презентаций.

Для контроля остаточных знаний проводятся исторические диктанты на темы: «Вторая мировая война»; «Мир после Второй мировой войны».

Основная литература: [1-10]

Дополнительная литература: [1,2,3,7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: