Лекция № 3 Скифо-сакские племена на территории Казахстана

Литература для дополнительного ознакомления и повторения

1. Осколков В.С., Осколкова И.Л. История Казахстана: справочник. – Алматы: Фолиант, 2008. (Таблица № 1).

2. Осколков В.С. Осколкова И.Л. Проверь себя: знаешь ли ты историю Казахстана? Сборник тестов со справочной информацией. – Алматы: «Sansam», 2008. (тесты № 1-8).

1. Скифо-сакские племена

2. Хозяйство саков

3. Общественный строй саков

4. Войны и военное искусство саков

5. Скифо-сакская культура

1. Скифо-сакские племена

Как только люди научились плавить железо и изготовлять железные орудия труда (начало I тыс. до н.э.), появилась возможность и в более полной мере использовать лошадей. Железные подковы и железные удила позволили оседлать лошадь. Возможности передвижения значительно возросли. Полочил мощный толчёк к развитию тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Появление данного типа хозяйствования на просторах Евразии связывают со скифскими племенами.

Скифами греки называли народы, проживающие на территории степей Восточной Европы. Сами эти народы называли себя сколотами. Расцвет скифской культуры приходится на VIII по IV века до н. э. Племена, заселявшие обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана, от Алтайских гор до Средней Азии, «отец истории» Геродот (V в. до н.э.) называл «азиатскими скифами». Согласно Авесте (священной книги зороастрийцев), на степных просторах Казахстана обитали «туры с быстрыми конями»; персы их называли «сак» – могучие мужи. В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифо-сакская эпоха».

О появлении скифских племен в Европе и в Средней Азии точных свидетельств нет. Многие историки предполагают, что это потомки андроновцев.

Письменные источники и археологические данные говорят о том, что уже в VIII-VII вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира – Ассирией и Мидией, а с середины VI в. до н.э. – персидским государством Ахеменидов (совр. Иран).

В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Язык принадлежал к иранской группе.

Наиболее ранние сведения о саках мы встречаем в персидских источниках. В Бихистунской надписи царь Персии Дарий I упоминает страну «Сак» как одну из своих сатрапий. Наиболее полные сведения о саках содержатся в античных материалах. Из источников (персидских и греческих) мы узнаём названия сакских племён:

тиграхауда – носящие остроконечные шапки (район среднего течения рек Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье);

хаомаварга – изготовляющие хаому (долина река Мургаб);

парадарайа – заморские (Приаралье),

В греческих источниках упоминается также этноним «массагеты», о которых Геродот пишет, что они «лошадям одевают на грудь медные панцири». Он же отмечал, что «некоторые называют их саками». Этноним «массагеты» употребляется в отношении вообще кочевых племен степной части Казахстана.

Геродот указывает нам, что восточнее Урала проживли исседоны, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото гирфы, а ещё выше за ними – гипербореи на границе с морем.

В районах Центрального Казахстана, по предположительным данным, проживали аргиппеи и исседоны. В III веке до н.э. господствующим племенем в Скифии стали даи. Они распространили своё влияние далеко за пределы своей территории. Одна из их ветвей в 238 г. до н.э. создала в Иране новую империю (Аршакиды), сменившую наследников Александра.

По всей видимости – это были различные племена. Различались и языки. Так согласно всё тому же Геродоту, скифы при переговорах с аримаспами используют семь толмачей на семи языках.

В III веке до н.э. на скифов и саков обрушились племена сарматов (савроматов). По легенде, рассказанной Геродотом, сарматы произошли от браков саков и амазонок. Действительно, в сарматском обществе женщины были воинами и занимали высокое положение в обществе.

Эти племена, с ящеревидными глазами, как их называли соседи, разгромили основные центры скифо-саков. После этого нашествия скифо-сакские племена больше не восстановились в прежнем виде, но они дали начало новым племенам и народам.

2. Хозяйство саков.

Как уже отмечалось, в VIII-VII веках до н.э. для племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Начался «железный век».

Еще с начала I тысячелетия до н.э. в степных и горных районах Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основной, а затем и господствующей формой хозяйства. Этому способствовали и благоприятные природно-климатические условия. Быстрый рост коневодства позволил в I тысячелетии до н.э. резко удлинить маршруты перекочевок (до 1000-2000 км). Вырабатываются правила посезонного использования пастбищных угодий.

По всей видимости, саки занимались и земледелием. По крайней мере, у проживающих на европейской части скифов было племя, которое носило название «скифов-пахарей». Существовать же без продуктов земледелия кочевые народы не могут. У саков было три пути получения продуктов земледелия: первый, когда некоторые племена начинали заниматься земледелием, второй, когда отдельные члены племени занимались земледелием и третий – активная торговля с соседями-земледельцами. Античные историки пишут, что скифы-пахари сеют хлеб не только для употребления в пищу, но и на продажу. Скорее всего, саки, проживающие на побережье рек Чу, Или, Таласа, занимались земледелием и бахчеводством. Они сеяли пшеницу и обменивали ее у кочевников на продукты скотоводства.

Ремесло у скифов-саков еще не было дифференцировано. Каждый мастер обслуживал свою общину. Тем не менее, различные вещи, которые обнаружены в поселениях и могильниках скифов, свидетельствуют о высокотехнологическом уровне ремесла.

По крайней мере, это касается ювелирного производства. Так, в кургане Иссык, где наиболее полно представлено сакское ремесло, было обнаружено более 4 тыс. золотых предметов, большинство из которых представляют высокохудожественные стили искусства. В каждом селении, роду были ремесленники, ювелиры, мастерство которых до сих пор удивляет весь мир. Современные ювелиры не отваживаются сдублировать найденные в курганах археологические изделия.

Вряд ли в массовом порядке приобретались у соседей предметы вооружения и конской упряжи. Всё вооружение, как правило, создавалось в общине.

Саки использовали колесный транспорт. На повозках они кочевали по степям, а на двухколесных колесницах совершали боевые рейды против своих врагов.

Помимо скотоводства и земледелия ряд скифо-сакских племен занимался охотой и рыболовством. Они играли роль подсобных промыслов.

3. Общественный строй саков

Общественный строй сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Социальные различия в обществе саков особенно хорошо видны на местах захоронений. Там, наряду с большими «царскими» курганами (высотой 15-20 м при диаметре до 100 м.), расположены и захоронения простых общинников, которые значительно уступают «царским» курганам как по величине, так и по богатству погребений. Существенные различия между громадными захоронениями-курганами сакской знати и малыми по размеру карганами наглядно убеждают в имущественной дифференциации общества.

Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства. Все население делилось на 3 группы: воины, жрецы, рядовые общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий.

Из сословия воинов происходили вожди и цари. Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Однако царь должен был постоянно доказывать своё превосходство. Он должен был быть лучшим среди воинов. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, вставал впереди войска во время сражения.

Высока была роль народного собрания. В нем равноправное участие принимало все взрослое мужское население страны.

4. Войны и военное искусство саков

Хозяйство кочевых скотоводов постоянно требовало богатых обширных пастбищ, их сезонную смену. Естественно, что племена нередко боролись за их использование, так как от этого зависело их благосостояние. Кочевники являлись не только пастухами, охотниками, но и воинами. Из поколения в поколение в сакском обществе совершенствовалось военное искусство. Освоение железа дало возможность изготовления прочных не только орудий труда, но и оружия: для ближнего боя использовались мечи, палаши, копья и др. В дистанционном бою применялись луки с металлическими накладками для укрепления.

Сакские воины использовали свои военные навыки не только для завоевания пастбищ. Война, как «доходный промысел», использовалась в целях грабежа, захвата богатств соседей. Часто приходилось переходить от набегов к обороне.

В бою наравне с мужчинами часто принимали участие и женщины. Историки сохранили нам имена массагетской царицы-полководце Томирис и воинственной Зарины.

Ближайшим соседом с юга являлось древнеперсидское государство Ахеменидов, с которым сакам приходилось вести отражательные войны. Основатель этого государства царь Кир предпринял очередной военный поход против саков в 530 году до н.э. В то время племенем массагетов, принявшим на себя основной удар, правила царица Томирис. Массагетам удалось одержать победу над войском Кира, а самого царя захватить в плен и отрубить ему голову.

Персидский правитель Дарий I оставил после себя победную надпись на Бехистунской скале о походе против «саков в остроконечных колпаках» − саков-тиграхаудов. Вот выдержки из этого текста: «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против Страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву … Затем я на голову разбил часть саков, а другую захватил в плен … Затем страна стала моей.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: