Лекция № 2. Первые государства на территории Казахстана

Лекция № 1. Введение в историю государства и права Республики Казахстан.

1. Предмет и задачи истории государства и права Республики Казахстан.

2. Методы исследования.

3. Историография истории государства и права Республики Казахстан.

4. Периодизация курса.

Провозглашение в 1991 г. государственной независимости поставило перед Казахстаном ряд сложных проблем, среди которых – формирование государственных структур и создание правовой базы для политических и экономических реформ.

Государство и право как особые институты, регулирующие общественные отношения возникли на территории Казахстана еще до новой эры.

На протяжении тысяч лет политические и правовые системы, созданные предками казахов известных в истории под различными этнонимами, формировались, изменялись, сменяя друг друга. На закономерный характер этих процессов оказали влияние особенности кочевого способа хозяйствования и уклада жизни.

Государство и право изучаются целым рядом дисциплин: теорией государства и права, историей, политологией, социологией, отраслевыми юридическими науками, но при едином объекте исследования, каждая из дисциплин имеет свой предмет, т.е. круг изучаемых явлений, институтов и учреждений.

Предметом истории государства и права Казахстана являются:

• процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории;

• особенности форм и содержания элементов государственно-правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Термин государственно-правовая система подразумевает связь и неразрывную целостность таких институтов как государство и право. Так, государство прямо или опосредованно устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении, право – непосредственно влияет на государство через конституционные или иные нормы, упорядочивая политические отношения в обществе.

Развитие государственно-правовых систем на территории Казахстана во времени изучается историей государства и права.

Методы исследования. Метод это ключ к пониманию какого-либо явления или процесса, определенная последовательность действий, приемов, операций для достижения целей исследования. Метод подразделяется на подход, определяющий основной путь решения задачи и принцип, выражающий конкретное содержание метода, т.е. средство реализации подхода. Методы, использующиеся в изучении истории государства и права подразделяются на следующие группы:

• общефилософские методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы;

• общенаучные методы, к которым относится исторический, раскрывающий движение объекта исследования во времени, логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений, системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи;

• специальные методы, к которым относятся специально-исторические и специально-правовые методы, в том числе историко-генетический, т.е. последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени; историко-сравнительный, т. е. раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения (по сходству и различию присущих им свойств); историко-типологический метод, т.е. выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний единичного; историко-системный, заключающийся в рассмотрении как системы самого исторического процесса, состоящего из элементов – ситуаций и событий и т.п.

• конкретно-проблемные или частные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

Совокупность различных методов, применяемых при изучении объекта, составляет методику историко-правовой науки.

История государства и права тесно соприкасается с гражданской историей и теорией государства и права. От гражданской истории ее отличает то, что она изучает лишь политико-правовой аспект, от теории государства и права то, что объект изучения рассматривается во времени.

Значение истории государства и права Казахстана заключается в том, что она выявляет и обосновывает закономерности развития государственно-правовых систем, что позволяет не только анализировать и адекватно объяснять существующие ныне аспекты политико-правовых отношений, но и прогнозировать их развитие в будущем.

Источники подразделяются на археолого-этнографические, устные и письменные. Изучение источников дает богатейший материал для реконструкции прошлого. Для создания объективной картины прошлого необходимо комплексное изучение и сопоставление данных всех видов источников.

Археолого-этнографические источники дают нам информацию о древнем и средневековом периоде, устные – генеалогические и этногенеалогические предания казахов во многом заменяли письменную историю, а также несут в себе важный информативный материал. Но самую большую и бесценную группу источников образуют письменные. Это труды китайских, персидских, античных авторов, путешественников, ученых, дипломатов, надписи на камнях, русские летописи, исторические трактаты средневековых ученых.

Кладезем источников по истории права казахов являются «Джасак» Чингисхана, «Светлый путь Касым-хана», «Древний путь Есим-хана», «Жеты-жаргы» Тауке хана, официальные документы царского правительства и документы Советского периода.

Историография это история исторической мысли. Изучение истории государства и права Казахстана началось еще в XVIII в. особый интерес у исследователей вызывало обычное право казахов и особенности потестарного и государственного устройства казахского ханства.

Отдельные сведения об этом содержались в работах А.Тевкелева, П.Рычкова, П.Палласа и др. Их сообщения характеризуются фрагментарностью и противоречивостью.

Первым обобщающим трудом, в котором подробно излагается история государства и права казахов является книга А.Левшина «Описание киргиз-кайсацких или киргиз –казачьих орд и степей» изданная в 1832 г. Автор впервые в науке сообщает о Законах Тауке- хана и сравнивает обычное право казахов с аналогичными нормами европейских правовых систем древности и раннего средневековья.

Новый период в изучении истории государства и в особенности обычного права казахов, начался в середине XIX в. Это связано с завершением процесса включения Казахстана в состав Российской империи и необходимостью внедрения российских институтов управления и судебного устройства. Изучением проблемы занимались Ч.Валиханов, И.Колов, Н.Максимов, Ф.Усов, Ф.Леонтович, И.Крафт и др. к началу ХХ в. относятся работы Я.Гурлянда, А.Добромыслова, Л. Словохотова. Авторов интересовали проблемы живучести обычно-правовых норм в казахском обществе, возможности их приспособления к имперской правовой системе.

Вопросы генезиса государственности на территории Казахстана в этот период изучались в основном историками – востоковедами Ч.Валихановым, Н.Березиным, В.Тизенгаузеном. Ими проанализированы структура управления и особенности государственного устройства Золотой Орды (Улуг-Улуса). Генезис государства в древности и раннем средневековье стал объектом исследования выдающегося русского востоковеда Н.Аристова. В изучении этих проблем большое место занимают труды В.Бартольда, обосновывавшего возможность возникновения кочевых государств в связи с имущественным расслоением. Для всех исследователей было характерно мнение о невозможности для кочевников самостоятельно создать государственность, возникающую якобы только при завоевании оседлых стран.

В 20-30 – х годах ХХ века начинается новый этап в изучении истории государства и права Казахстана. Разработка Б.Владимирцевым и С.Толстовым теории возможности достижения кочевниками феодальной стадии развития привела к признанию самостоятельного генезиса государственности у кочевых народов в форме феодального государства.

Важными вехами на пути изучения развития государственности на территории Казахстана стали обобщающие работы А.Чулошникова (1924 г.), М.Тынышпаева (1925 г.), М.Вяткина (1941 г.), академические издания «Истории Казахской ССР» 1943, 1949, 1957, 1977-1980 гг.

В этих изданиях временем зарождения государственности в Казахстане признан рубеж новой эры, период существования государств усуней и кангюев.

Большой вклад в изучение истории государственности внесли Н.Аполлова, Е.Бекмаханов, С.Ибрагимов, Б.Ахмедов, Б.Юдин и др. Особое внимание было уделено проблеме присоединения Казахстана к России.

В советское время на новом уровне продолжилось изучение обычного права казахов. Были опубликованы монографии С.Фукса «Очерки истории государства и права казахов XVIII- первой половины XIX вв.» и «Уголовное обячное право казахов» Т.Культелеева.

Дальнейшей разработкой проблемы занимались Л.Гумилев, С.Агаджанова, С.Зиманов, Т.Султанов, К.пищулина, В. Моисеев и другие. Важной вехой в разработке проблем истории государственно-правовых систем было издание в 1982- 1984 гг. учебного пособия «История государства и права в Казахской ССР» в 2-х томах под редакцией С.Сартаева.

Большую роль в углублении историко-правовых исследований сыграли работы С.Зиманова, К.Жиренчина, г.Сапаргалиева, С.Сартаева, А.Таукелева, М.Имашева, С.Ударцева, Н.Ахметовой и др.

В настоящее время процесс изучения политической и правовой организации обществ, существовавших на территории Казахстана в прошлом продолжается, начата работа по публикации материалов по обычному праву казахов.

В целом, несмотря на проделанную работу, остается ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. Так, актуальной остается проблема существования государственности у кочевников, формационной характеристики общества Казахстана в древности и средние века.

Периодизация есть крупное обобщение хода истории по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи. Отсутствие четкой периодизации усложняет понимание процессов развития государственно-правовых систем. Периодизация носит характер условности и важную роль здесь играет выбор критерия периодизации, т.е. общего признака, изменение которого отличает один переход от другого. Такими критериями могут выступать изменение типов государств, форм правления и форм государственного устройства, развитие системы норм права; международная правосубъектность государств, располагавшихся на территории Казахстана. Основываясь на этих критериях, Еркин Абиль выделяет следующие периоды истории государства и права:

Период зарождения государства и права на территории Казахстана. Охватывает время с III тысячелетия до н.э. по III век до н.э. и в свою очередь подразделяется на догосударственный этап (III тыс. до н.э. - IX до н.э.) и протогосударственный (VIII –III до н.э.);

Период расцвета государственно-правовых систем кочевников Казахстана. Охватывает время с III века до н.э. по начало XVIII века н.э. и подразделяется на:

этап хуннской кочевой империи (III век до н.э. – V век н.э.)

этап тюркской кочевой империи (VI –XII вв. н.э.)

этап монголо-кыпчакской кочевой империи (XIII-XVI вв. н.э.)

этап единого казахского ханства (XVII- начало XVIII вв.)

Период кризиса и ликвидации государственно-правовых систем кочевников Казахстана. Охватывает время с XVIII по начало ХХ века. Подразделяется на:

этап протектората (XVIII – нач. XIX вв.)

этап проникновения колониальной административно – правовой системы (20-60 –е годы XIX века)

этап упрочения колониальной административно-правовой системы (60-е годы XIX в. по февраль 1917 г.)

Период конституционной эволюции Казахстана в составе России и СССР. Охватывает время с февраля 1917 по декабрь 1991 и подразделяется на:

этап существования альтернативы конституционной эволюции (февраль 1917 по 1920 гг)

этап конституционной эволюции Казахстана в составе РСФСР (1920-1937 гг.)

этап конституционной эволюции Казахстана в составе СССР (1937-1991 гг.)

Период формирования государственно-правовой системы независимого Казахстана (с 1991 г. до наших дней).

Е.К. Нурпеисов и А. К. Котов в своей книге «Государство Казахстан: от ханской власти – к президентской республике» дают следующую периодизацию становления государственности Казахстана:

Эпоха потестарной организации совместного бытия степняков – предков казахов. Охватывает время с VII века до н.э. по XV век н.э. и подразделяется на догосударственный (VII в до н.э.по III в. до н.э.) и раннегосударственный период (III в. до н.э. по XV в. н.э.).

Эпоха династической казахской государственности. Охватывает период 60-х годов XV в до середины XIX в.

Эпоха конституционной эволюции Казахстана к государственному суверенитету. Охватывает период с 1917 г. по 1990 г.

Эпоха суверенного государственного развития Республики Казахстан в мировом сообществе государств и солидарных наций. Охватывает период с 1991 г. по настоящее время.

Вопросы:

1.1 Возникновение политико-потестарных отношений. Военная демократия саков.

1.2 Государственность древних усуней, кангюев и хунну.

1.3 Государство и право тюркской империи.

1.1 Возникновение политико - потестарных отношений. Военная демократия саков.

Процесс образования государственности казахов протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно. Предки казахов, как и все человечество, также самоорганизовались в родовые и племенные общины, а затем в союзы племен. Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства.

Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, а затем племенное вождество. Учреждалась эта власть на сходах и курултаях обитателей степи и наделялась полномочиями разбирать споры между сородичами и соплеменниками, формировать и командовать подразделениями воинов. Земля и скот принадлежали целым родовым и племенным пастбищно- кочевым общинам.

Таким образом, возникает публичная власть, т.е. особый слой людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власти, до появления государства, принято называть потестарными.

Этот период (приблизительно VII-III вв. до н.э.) в эпохе потестарной власти и организации социумных отношений у предков казахов можно назвать догосударственным периодом их этнополитогенеза.

Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование сакими и массагетами племенных союзов. Так, большинство племен, обитавших на территории нынешнего Казахстана входило в сакский племенной союз и в савроматскую конфедерацию племен. На этой стадии укрупнение общности степняков влечет появление новых органов общественной власти и своеобразное их разделение – это племенной Совет, верховный вождь и военачальник. Организованные таким образом племена превращались в значительную геостратегическую силу. Истории известны их выступления против персидских царей (Дария и Ксеркса VI-V вв до н.э.), Александра Македонского и его наследников (IV - нач. III вв. до н.э.). Этот период организации социумных отношений также называют военной демократией.

Термин военная демократия введен Л.Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Археологически военная демократия соответствует ранней поре металлов (бронзового и раннего железного веков), внедрение которых повлекло за собой развитие плужного земледелия, скотоводства, ремесла, обмена и появления частной собственности. В этих условиях, одним из крупных факторов, начавшегося процесса классообразования и становления государственной власти стали грабительские войны в целях захвата чужих богатств и рабов, обогащавшие и усиливавшие военных предводителей и объединившихся вокруг них дружинников. Военачальники, в особенности, вожди союзов племен, постепенно захватывали власть в еще сохранившихся органах первобытной демократии – родоплеменных советах. Значение народных собраний падало, а родоплеменные советы превращались в специфические органы военной демократии. Классическими примерами военной демократии являлись общество греков гомеровской эпохи, древних кельтов и германцев, норманов и др.

1.2 Государственность древних усуней, кангюев и хунну.

Раннегосударственный период потестарной эпохи продолжался примерно до V века нашей эры и характеризовался утверждением на геостратегической арене новых племен, сменивших саков.

Эти племена в течении более 600 лет – с III века до н.э. по III век нашей эры – прошли сложный путь развития. Усуни занимали территорию Семиречья, в районах Каратау и среднего течения реки Сырдарьи – кангюи, на севере и северо-востоке нынешнего Казахстан, несколько позже – кыпчаки самоорганизовались в схожие государственные образования по типу «степной военной демократии».

Внутри родов и племен усуней и кангюев уже возникло резкое имущественное неравенство. Усуни и кангюи образовали более или менее устойчивые племенные союзы, во главе которых стал Гуньмо (царь). Так, усуньский союз объединял около 600 тыс. человек и мог выставить до 180 тыс. воинов. Союз племен кангюев насчитывал 120 тыс кибиток или также 600 тыс. чел. и мог выставить 150 тыс. воинов.

Во II и I вв до н.э. на территорию Казахстана из Монголии продвинулись прототюркские кочевые племена хуннов (гуннов). Эти племена, также как и усуни и кангюи находились на стадии раннеклассовых объединений и временами создавали крупные союзы с многочисленным войском. Распад хунского союза начался с 119 года до н.э., когда он потерпел поражение в борьбе с Китаем. В середине I века н.э. часть хуннов двинулась на запад, оттеснив частично роды кангюев, кочевавших у Аральского моря. Кангюи, усуни и хунны оказались соседствующими самостоятельными союзами племен.

В период военно-политического могущества при вожде Моде политическое устройство хуннов было сравнительно сложным. Союз был разделен на 24 части (родовые группы) возглавляемые родовыми вождями. Каждая часть имела свое родовое войско – ополчение.

Войско всего союза делилось на тьмы (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Высшая власть сосредотачивалась в совете вождей и в царском совете, состоявшем из членов господствующего рода и 6 помощников – представителей родовых групп.

В IV н.э. веке большая часть хуннского кочевого союза через Казахстан продвинулась в Центральную Европу. Остатки хуннского союза были впоследствии ассимилированы племенами и народами подвергнувшимися их нашествию.

Племена усуней, кангюи и хунну были хорошо известны многим народам и государствам Азии и Европы. Например, усуни находились в экономических и политических отношениях с Китаем, установили тесные связи с государствами Средней Азии и в особенности с Хорезмом.

Государство Кангюй имело такие же связи с мировыми державами того времени, как Римская империя, Византия, Иран (Персия), Китай.

Общественный строй этих племен представлял собой переходное состояние от безклассовых к классовым отношениям. Родовая аристократия (родовые вожди и старейшины, военные предводители) уже отделились от народа, она владела огромными стадами, распоряжалась общинными пастбищами и захватила высшие общественные должности. Во главе ее находился царь: у усуней – гуньмо, у хуннов – шань-юй (величайший).

Первоначально гуньмо был у усуней выборным вождем, в дальнейшем он узурпировал право наследования власти. Возглавляя союз усуньских племен, гуньмо выполнял важнейшие экономические и политические функции, распределял пастбища между отдельными племенами и крупными скотовладельцами – аристократами.

После раскола усуней на две части в 74 году н. э. власть гуньмо пошатнулась. Гуньмо стал находиться в большой зависимости от родовых старейшин и племенных вождей (беков), которыми он возводился на престол и с которыми решал важнейшие дела.

Большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику оказывал вооруженный народ – народное ополчение, собиравшееся во время внешних воин по приказу гуньмо, который сам командовал этим войском. Насколько представители господствующей родовой аристократии были заинтересованы в укреплении власти гуньмо, показывает тот факт, что основатели правящей династии приписывали себе божественное происхождение. Отдельными племенами усуней правили беки, тарханы (князья) и старейшины, часть которых была родственниками гуньмо.

У усуней, как и у хуннов зародилась, но не получила развития десятичная система организации войска. Примерно на такой же ступени находились племена кангюев. У них вожди не были наследственными, а выбирались из числа храбрых, отличившихся в бою воинов. Кангюи в течение долгого времени сумели сохранить внешнюю самостоятельность. Под их властью находились 5 малых владетелей, которые были обязаны платить дань кангюям и следовать их внешней политике.

Во II веке до н. э. царь кангюев начал составлять первый в истории кочевых народов Азии кодекс писаных законов.

Зачатки государственности и права у усуней и кангюев существовали, однако в основе общественной организации лежали род, племя, союз племен, а отдельной от народа вооруженной силы, которая могла бы позволить скотоводческой аристократии установить полное господство над ними, еще не существовало; единственную боевую силу этих племен составлял сам вооруженный народ. Это был строй, характеризуемый как военная демократия, т.е. переходный от родоплеменной организации к государственному строю.

1.3 Государство и право тюркской империи.

В начале VI в. н.э. многочисленные тюрксие племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года.

Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами. Объединение многочисленных кочевых племен в один более или менее устойчивый политический союз в особенности соответствовало интересам привилегированных имущественных групп и классов населения. В середине VI в. такое объединение возникло- это был Тюрксий каганат.

В 546 г. Бумын – военный вождь тюркского племени дулга, кочевавшего на территории Алтая и Монголии, - объявил себя каганом. В дальнейшем состав Тюркского каганата расширился, включив в себя огромное количество кочевых племен от Байкала до Черного моря, а также земледельческие районы Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил «великий шелковый путь» из Китая в Византию.

В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из большого количества племен и целых племенных союзов распадается на Восточный и Западный Тюркский каганат. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат (ЗТК), занимавший его территорию. Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена карлуков, ягма, усуней, кангюев.

ЗТК представлял собой уже более сложное в экономическом и политическом отношении объединение, чем племенные объединения усуней, кангюев и хунну.

На территории ЗТК существовало своеобразное разделение труда: горный Алтай давал металлы (железо), Семиречье – хлеб и продукты городского ремесла, степные районы – продукты животноводства. Обмен производился между этими областями преимущественно в натуральной форме и достигал больших масштабов. Так, тюрки только китайцам продавали по нескольку десятков тысяч лошадей, получая в обмен до 100 тыс.кусков шелка. Такое разделение труда содействовало укреплению частной собственности и дальнейшей дифференциации общества.

Основную массу кочевого населения каганата составляли свободные общинники «кара будун». Среди них уже выделялись впавшие в зависимость члены родовых общин (тат). «Тат» - полузависимый, не имевший своего хозяйства человек, должен был работать в хозяйстве крупного скотовладельца.

По другим источникам «тат»- инородцы, зависимые иноплеменники. Каждый бек или тархан имел своих «татов». «Нет тюрка без тата» – свидетельствовали источники.

В каганате имелось значительное количество рабов из числа военнопленных. Занимались они домашним хозяйством.

Внутри народа (будун) выделяется племенная знать, это родовая аристократия- тарханы, выполнявшие судебные функции, беки (старейшины, племенные вожди)-главная опора аристократического сословия на местах. К господствующей верхушке каганата следует отнести и так называемых огланов, которые составляли военную дружину кагана и наиболее крупных беков.

Кочевое население каганата подразделялось на родоплеменные общности, состоявшие из патриархальных семей. Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Семья состояла из главы (кан); из жен, среди которых выделялась старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток; рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из наложниц и их детей. Из совокупности таких семей складывался род (урук), группа родов образовывала племя.

В обширном каганате, объединявшем различные этнические группы из числа кочевого и земледельческого населения, не могло быть полного кочевого равенства. Господствующие кочевые племена должны были укрепить себе привилегированное положение. Себя они именовали элем, всех других, не входящих в господствующие племенные группы, именовали кара будунами. В будущем это разделение на сословия у казахов выступило в форме разделения на белую кость и черную кость.

Политический строй западно-Тюркского каганата еще недостаточно исследован. Источники свидетельствуют, что власть кагана непосредственно выросла из власти племенного вождя. Каганы, как и усуньские гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их называли уже «небоподобными», «неборожденными».

Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана, племенной знати, тарханов, огланов. По обычаю каган не мог игнорировать Совет, который имел право даже смещать кагана.

В действительности же каганы зачастую узурпировали власть и не считались с Советом, минуя его решения, стали самолично назначать своих наследников.

В связи с ростом власти кагана и появилось понятие «эль». Каган – вождь эля. Эль уже не просто народ, а страна, населенная различными племенами и народами. Род кагана стремился дать руководителей для племен подвластных тюркскому кагану.

Для управления покоренными племенами всегда назначались ближайшие родичи кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы. Первоначально ябгу и шады командовали левым и правым крылом войск, в то время как центром командовал сам каган.

Из числа беков (племенная знать) каганы назначали буруков (начальники небольших военных отрядов, а в мирное время судьи народа), а также тарханов (сборщики дани- наместники).

Кроме военной власти, кагану принадлежало право распоряжаться пастбищами, районами кочевок отдельных племен, он разбирал споры между племенами и их руководителями – беками, а также осуществлял высшие жреческие функции. Впоследствии сам каган стал рассматриваться в качестве божества на земле.

Военной опорой кагана была, кроме лично подчиненных ему племен, его военная дружина (огланы), формировавшаяся в основным из родичей, которая резко выделила его из среды всех остальных племенных вождей (беков как самого сильного среди них). Появление дружин, зачатков чиновничьего аппарата, учреждение округов представляло собой серьезный шаг в укреплении государственности в каганате и изживании родоплеменной системы в его земледельческих владениях. Военная демократия у тюрок представляла собой новый большой шаг от родоплеменной организации к раннефеодальному государству.

Тюркское право.

Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен «находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело».

Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства – земля – находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище.

В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное право.

Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства.

Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство. В представлениях о родстве у тюрок долгое время сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право.

Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: «укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи»; «повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь».

Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: