Занятие 13. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко
1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко - педагога-экспериментатора, теоретика и писателя.
2. А.С.Макаренко о цели и сущности нового отечественного воспитания. Влияние теории классовой борьбы на его концепцию.
3. Учение А.С.Макаренко о коллективе как важнейшем факторе воспитания, противоречивость его реализации в теории и практике советской педагогики.
4. Концепция восстановления дисциплины в педагогическом творчестве А.С.Макаренко, его упор на технику и методику пролетарской дисциплины.
5. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко и их современное осмысление.
Практическое задание: п рочитайте цикл работ А. С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей». Аргументируйте взгляды А. С. Макаренко по следующим вопросам:
- отличие советской семьи от буржуазной и патриархальной;
- общие условия успешного семейного воспитания в семье;
- значение родительского авторитета в воспитании;
|
|
- дети и домашнее хозяйство, труд в семье.
Объясните, в какой мере эти взгляды А. С. Макаренко актуальны для решения современных проблем семейного воспитания?
Литература:
1.Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2.Гребенников И. В. Развитие идей А. С. Макаренко в воспитании детей в семье. //Советская педагогика. - 1988. - №2. - с. 31-37.
3.Малинин В.И., Баранов В.Ф. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд. //Советская педагогика. - 1990. - №3.
4.Макаренко Г. С. В творческой лаборатории А. С. Макаренко. - Львов, 1954.
5.Макаренко А. С. Цель воспитания (1937). Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1938, Т. 4, с. 41-48.
6.Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1972.
7.Степашко Л. А. Философия и история образования. - М., 1999.
1. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского как продолжателя педагогического наследия А. С. Макаренко в 50-60 годы.
2. Борьба В. А. Сухомлинского за демократизацию и гуманистические принципы воспитания.
3. Проблема становления личности воспитанника в годы детства, отрочества, ранней юности в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского.
4. В.А.Сухомлинский о назначении, главных задачах начальной школы и путях ее совершенствования.
5. Значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского для современной теории и практики воспитания.
Практическое задание: прочитайте и сделайте выписки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которые бы отражали его взгляды на содержание и формы работы «школы радости», особенности методики воспитания и обучения детей шестилетнего возраста в его опыте.
|
|
Литература:
1.Васильева З. И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.
2.Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Гуманист, мыслитель, педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. - М., 1991.
3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х томах. - М., 1979, Т. 1., с. 21-66.
4.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т2.
5.Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 1, с. 15-28.
6.Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 3, с. 25-31.