double arrow

Общая характеристика эпохи Просвещения


Разложение феодальных производственных отношений, не­избежность революционных преобразований в наиболее раз­витых странах, объединение буржуазии с народными массами в борьбе против феодализма способствовали широкому распро­странению в XVIII в. убеждений, что после уничтожения фео­дального неравенства и деспотизма наступит эпоха всеобщей свободы, равенства и благоденствия.

Идеалы общества, качественно отличного от феодально-абсолютистского, и планы их осуществления разрабатывали мыслители различных политических направлений во многих странах. Но наиболее последовательное обоснование они по­лучили в трудах просветителей.

Просветительство как общекультурное и идеологическое движение в XVIII в. получило широкое распространение в за­падноевропейских странах, России, Северной Америке. В иде­ологическом плане оно во многом было связано с Возрождени­ем. Просветители унаследовали от деятелей Ренессанса гума­нистические идеалы, преклонение перед античностью, истори­ческий оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые переоценивали прежние ценности, ставили под сомнение ста­рые (феодально-церковные) догмы, традиции и авторитеты.




Однако идеология Просвещения возникла на более зрелой ста­дии формирования капиталистических отношений и антифео­дальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализ­ма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю струк­туру общества и государства.

Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом переустройстве будущего общества, считая его краеугольным камнем политическую свободу и гражданское равенство, бла­госостояние и счастье людей, мир и веротерпимость.

Утвердить свой общественный идеал, устранить недостат­ки существующего общества – невежество, мракобесие, рели­гиозную нетерпимость как главные причины человеческих бед­ствий- они надеялись прежде всего путем распространения идей добра, справедливости, рациональных знаний. Важную роль они отводили процессу политического, нравственного, эстети­ческого воспитания индивида, прививали ему потребности в красоте и истине, качества подлинного человека и граждани­на. Они наивно верили, что стоит доказать правильность, бла­готворность каких-либо принципов, и люди начнут им следо­вать. Особо важная задача заключалась в воспитании правите­лей. При дворах европейских монархов большим успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма, давно извест­ные миру, но обогащенные соображениями просветителей о разумном государственном устройстве, системе законов, помо­гающих правителю-философу на троне осуществлять благород­ные намерения.

Деятельность просветителей оказала значительное влияние на литературу, искусство, политику, но главным образом на со­держание, способы и направления развития науки о государ­стве. Она во многом способствовала изменению нравов, поли­тики, быта того времени, моральному и интеллектуальному раскрепощению личности, идеологической подготовке буржу­азных революций.







Сейчас читают про: