Послесловие 2 страница

Что же представляла собой Киевская Русь?

По площади она равнялась всей Византийской империи начала IX в. Это было одно из мощных государств в Европе того времени.

Киевская Русь, окраина европейского мира, довольно долго сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Большую роль в политической жизни Древнерусского государства играло и народное собрание (вече). В компетенцию веча входило: призвание князей, заключение с ними договоров, решение вопросов войны и мира, принятие важнейших законодательных решений. Однако вече в качестве высшей формы самоуправления стало пережитком уже в XI в. В свою очередь, в Новгороде и Пскове вече сохранило свою силу в течение столетий и стало со временем одним из атрибутов феодальной республики.

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. Феодальное землевладение развивалось медленно. Княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть государственных доходов с определенной территории «десятина» и повинностей в пользу церкви с местного населения. Со времен первых Рюриковичей бояре и дружинники получали от князя часть дани, в сборе которой они участвовали. С середины XII в. успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев.

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

По мнению отдельных исследователей, в IX в. образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый племенем полян восточнославянский племенной союз. В конце X–начале XI в. под воздействием разложения родоплеменного строя он распался на городские волости (земли), которые принято называть княжествами.

Некоторые склонны утверждать, что произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств.

Период феодальной раздробленности длился в России с XII по конец XV в. и сопровождался возникновением новых княжеств. Если в середине XII в. было 15 княжеств, а в начале XIII в. - около 50, то в XIV в.-примерно 250.

Хазарский каганат - тюркское раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине VIII в. на территории нижнего Поволжья и в восточной части Северного Кавказа.

Столицей каганата был Итиль, крупнейший международный город на Волге. Важное значение имели также города Саркел, построенный в 30-х гг. IX в. в нижнем течении Дона, Беленжер, Селгендер, Сур и другие.

Источники, отражающие жизнь хазар, позволяют говорить о развитом феодализме в каганате. Наряду с земледельческим и скотоводческим хозяйством, ремеслом и торговлей, важными статьями доходов феодальной знати являлись пошлины и дани взимаемые с проходивших по землям каганата торговых караванов и с соседних, более слабых народов.

Роль хазар в истории Руси со времен первых летописцев было принято оценивать лишь негативно. Однако стабильное политическое объединение хазар являлось надежным щитом для русских земель от кочевников, прорывавшихся в южнорусские степи.

На Средней Волге в низовьях Камы на рубеже IX - X вв. возникло еще одно раннефеодальное государство - Волжская Булгария.

После поражения хазар от Киевской Руси государство волжских булгар становится экономически и политически свободным от Хазарского каганата.

Начиная с X в. в стране происходит интенсивное развитие феодальных отношений. Возникают феодальные замки, вокруг них располагались открытые поселения с зависимым сельским населением.

Столицей государства в X в. становится город Булгар. Но вскоре столица была перенесена в специально выстроенный и более безопасный город Биляр. (Во время монгольского нашествия Биляр был полностью разрушен и более не восстанавливался. С середины XIII в. вплоть до 1431 г. столицей Булгарии был снова г. Булгар.) Основным видом хозяйства в государстве с момента его образования становится высокоразвитое земледелие. Широко известна монументальная архитектура волжских булгар: дворцы, мечети, минареты, мавзолеи, судилища, общественные бани.

Помимо архитектуры и строительного дела развивались обработка железа, кузнечное и оружейное ремесло, деревообработка, медный и костный промыслы, прядение и ткачество, керамическое производство, резьба по камню, ювелирное искусство.

Государственные и этнические границы Волжской Булгарии к концу домонгольской эпохи значительно расширились. Основная территория, занимаемая коренным булгарским населением, достигла к этому времени 140 тыс. кв. км. Государственные границы Булгарии значительно превышали эту территорию, хотя они были весьма неопределенны. Под политическим протекторатом Волжской Булгарии находились древние марийцы, удмурты, восточная мордва, западные башкиры.

Раннефеодальные государства, возникшие на территории России, находились в тесных взаимоотношениях со многими странами, были тесно связаны между собой.

Говоря о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата, необходимо подчеркнуть, что киевские великие князья вплоть до XI в. употребляли тюркский титул кагана (царя).

Хазарские города Итиль на Волге и Саркел на Дону были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими. Под прикрытием хазарской власти русские купцы вели торговлю с Арабским Востоком, Средней Азией.

Историческая наука располагает богатым материалом об исключительно широком развитии торговли между Киевской Русью и Волжской Булгарией. Из Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье поступало серебро. Булгарские ювелирные изделия обнаружены в Киевской, Смоленской, Рязанской, Владимирской и других русских землях. Следы пребывания самих булгар обнаружены в окрестностях Мурома, в Рязани, в Ярославле, на Белоозере.

Следует отметить, что взаимоотношения между Русью и Волжской Булгарией были в основном добрососедскими, особенно в X - XI веках, о чем свидетельствуют мирные договоры 985 и 1006 гг. С обособлением Ростово - Суздальской земли в 30-х гг. XII в. они обострились, а вторая половина столетия, когда правил князь Андрей Боголюбский (1157 - 1174 гг.), отмечены серией его завоевательных походов и на русские города, и на булгар. Волжская Булгария служила серьезным препятствием на пути активного продвижения русских князей в восточном направлении.

Таким образом, образование раннефеодальных государств явилось итогом всего предшествовавшего социально-экономического и политического развития народов, проживавших на большей части Восточной Европы. Произошел значительный подъем хозяйства, высокого уровня у этих народов достигло развитие культуры. В целом государства стремились поддерживать между собой договорные, добрососедские отношения.

§ 2. Роль религии в становлении государственности и культуры.

Необходимость феодальной идеологии. - Христианизация Руси. -Религиозные поиски хазар. - Проникновение ислама. - Религия, политика, государство, культура.

В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство, в котором явственно обнаруживались восточные (в Константинополе) и западный (в Риме) центры.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле. С другой стороны, угнетенные искали и находили в ней утешение.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

В Хазарском каганате настоятельная потребность во всеобщей государственной религии появилась в конце VIII в. Через отказ от культа единого бога неба - Тенгри-хана - хазарские правители пришли в начале IX в. к серьезному политическому шагу - принятию иудаизма в качестве государственной религии.

Однако иудаизм не превратился в религию народов, входящих в состав каганата. Новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами.

Потерпев сокрушительное поражение от войск Святослава, хазары сменили иудаизм на мусульманство. Изменение произошло под давлением обстоятельств: хазары обратились за помощью в Хорезм, хорезмийцы согласились помочь, но лишь после обращения хазар в мусульманство. Однако это не спасло страну от гибели.

В Волжской Булгарии принятие новой религии связанно с именем Алмаста, правителя Булгарского государства, который в начале X в. обратился к багдадскому халифу ал-Муктадиру с просьбой прислать наставников ислама. В мае 922 г. в Булгарию прибыло посольство халифа, секретарем и руководителем которого был Ибн-Фадлан (дневник путешествий Ибн-Фадлана оказался впоследствии ценнейшим историческим источником).

Известно, что ислам проникал в Волжскую Булгарию из Средней Азии еще задолго до Ибн-Фадлана. Но именно с прибытием посольства из Багдада - центра тогдашнего мусульманского мира - ислам стал официальной государственной религией волжских булгар. Глава государства и правящие классы использовали ее для объединения разрозненных булгарских и других родственных племен.

Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Так, христианство сближало Русь с другими христианскими странами, приобщало ее к античной, раннехристианской и византийской культурам. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви - новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.

Такую же роль, что и христианство в Руси, сыграл ислам в Волжской Булгарии. Вместе с новой религией в Булгарию пришли арабские культура и письмо, на основе которых зародилась местная булгарская письменность. Прекрасным памятником древней булгарской литературы является поэма булгаро - татарского поэта Кул-Гали «Кыйсан и Юсуф» («Сказание об Юсуфе»).

Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла огромную роль в становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.

§ 3. Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока.

Противоборство с Византией. - Разгром Хазарии. - Татаро-монгольское нашествие. - Установление ордынского ига. - Отражение агрессии с Запада.

В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами. Так, уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию, водрузив по преданию свой щит на вратах Царьграда. Борьба за расширение территории, походы против Византии продолжались и прямым наследником Олега - Игорем, затем Ольгой (946-969 гг.), Святославом.

По свидетельствам русской летописи, византийских источников, вся жизнь Святослава прошла в виде одного сплошного вызова Византийской империи. За противоборством двух стран стояли их социально-экономические и политические интересы, закономерность общественного развития.

Упрочение международного положения Древнерусского государства привело к освобождению земель восточных славян от набегов хазар, камских булгар и от византийской агрессии.

Во второй половине X в. русские дружины во главе с князем Святославом нанесли сокрушительный удар по хазарскому царству. В XI в. хазары фигурируют в русской летописи в качестве участников заговора против князя Олега Тмутараканского. Это было последнее упоминание о них в европейских источниках.

В свою очередь правители Хазарского и Булгарского государств вели постоянную борьбу за свои интересы против соседних стран.

В целом можно отметить то, что военные походы были типичными событиями для той поры, обычным явлением были при этом грабежи и погромы.

Серьезная угроза раннефеодальным государствам зрела на Востоке, когда в 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин (Чингис-хан) (1155 - 1227 гг.). В короткий срок монголы покорили соседние земли тангутов и уйгуров, подчинили сибирские народы и Северный Китай, завоевали Среднюю Азию. Главной причиной таких успехов были не только сила монголов, но и слабость их противников, переживавших период феодальной раздробленности.

Первое столкновение русских дружин произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско-половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы дошли до Новгород-Северского и повернули на восток.

Огромная монгольская империя, растянувшаяся от Тихого океана до Урала, в 1227 г. распалась на три улуса. Один из улусов, включающий земли от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей, перешел впоследствии к внуку Чингисхана - Батыю (1208 - 1255 гг.).

В 1236 г. была разгромлена Волжская Булгария. Весной и летом 1237 г. последовал удар против половцев.

Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань был взят штурмом. Дальше последовало взятие Коломны, Москвы, Владимира. Битвой на р. Сити (4 марта 1238 г.), в которой было уничтожено русское войско, Батый завершает захват Северо-Восточной Руси.

В следующем, 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.

Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, вскоре - Владимир-Волынский. На разгром Южной Руси ушло 4 месяца, хотя и здесь захватчикам оказывалось мужественное сопротивление.

Одержав несколько побед в Венгрии, Польше, Чехии, войска Батыя повернули назад. В степях Нижнего Поволжья они оседают и образуют государство - Золотую Орду с центром в г. Сарае.

В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго.

Наибольшую тяжесть Русь испытала на протяжении всего XIII в. В этот период она перенесла самое кровавое вторжение, а затем его постоянные военные подтверждения. Русские князья стали вассалами золотоордынского хана, а население было обложено тяжелой данью в пользу завоевателей. Разорение городов, исчезновение целых ремесленных специальностей, нарушение традиционных торговых путей дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеэкономической изоляции России. Следствием этого явилось отставанием России от Запада.

Вопрос о степени влияния монголо-татарского нашествия и ига на русскую историю издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно условно выделить три группы исследователей. Во-первых, это те, кто признает очень значительное и преимущественно позитивное воздействие завоевателей на развитие Руси, выражавшееся в создании (благодаря им) единого Русского (Московского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н. М. Карамзин. Другие историки (среди них - С. М. Соловьев, В.О. Ключевский) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Наконец, для многих исследователей характерна как бы «промежуточная» позиция, при которой влияние завоевателей расценивается как заметное, исключительно негативное, но не определяющее для развития страны. Такая точка зрения преобладает в советской историографии (работы Б.Д. Грекова, А.Н. Насонова, В.В. Каргалова и др.).

Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями, поработившими Прибалтику.

Основной агрессивной силой стал Ливонский орден, объединившийся в 1237 г. с орденом тевтонов. Вслед за этим начались вторжения немецких рыцарей на Русь. 15 июля 1240 г. на берегах Невы русские войска под командованием князя Александра Невского (1220-1263 гг.) разбили шведских захватчиков. 5 апреля 1242 г. на берегах Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, остановившее германских феодалов в их «натиске на Восток».

Одной из основных причин поражения Руси, да и других государств от восточных завоевателей была феодальная раздробленность. Однако, главная причина - превосходство военной организации монголо-татар над феодальной структурой княжеской дружины. Более успешно отражались нашествия западных завоевателей, представляющие очень серьезную угрозу, так как стремились отторгнуть русские территории, а населению привить католическую религию.

* * *

В ходе напряженных усилий по преодолению внутренних и внешних проблем своего исторического развития на территории современной России примерно в одно время сформировались и существовали раннефеодальные государства. Особенно большую роль в истории средневековой Европы сыграло Древнерусское государство, которое на протяжении почти двух веков было одной из наиболее могущественных европейских держав. Феодальная раздробленность, междукняжеские усобицы ослабили Русь перед лицом внешних врагов. Нашествие завоевателей замедлило процесс развития феодализма народов Восточной Европы.

Р А З Д Е Л II. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVII вв.)

Оправляясь от разорения, преодолевая феодальную раздробленность, собиралась Русь в большое многонациональное государство, вставшее в ряд великих держав того периода. Энергичная деятельность московских князей выдвинула Москву в новый центр возрождающейся Руси. Произошло становление и укрепление самодержавного строя, ослабла позиция бояр и возросла роль дворянства в государстве. В законодательном порядке утверждалось крепостничество. Россия в остром противоборстве отстаивала свою независимость, стремилась расширить свои границы.

ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV - сер. XVI вв.)

§ 1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством.

§ 2. Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения.

§ 3. Башкирия в XIII-середине XVI в.

В мировой истории это время, особенноXV в., занимает особое место. Франция после хаоса Столетней войны превратилась в одно из самых мощных государств Европы. Англия стала одним из главных очагов растущего европейского капитализма. Но если в Англии и Франции развитие новых, буржуазных отношений сопровождалось усилением королевской власти и созданием централизованных государств, то в Германии продолжала господствовать чисто средневековая система с могущественными сеньорами. На XV в. приходится расцвет державы Ягеллонов, могущественных королей Польши и великих князей Литвы. На юго-востоке Европы после гибели Византийской империи возник могущественный Османский Султанат. Во второй половине XIV в. -первой половине XV в. создается и распадается военно-феодальная империя Тимура. В XIII-XVI вв. своеобразно развивался феодальный строй в Индии. В Китае, подвергшемся разграблению монголами, в 1368 г. к власти приходит династия Мин. К концу XVI в. завершается объединительный процесс и образование единого государства Японии.

В обновляющейся Европе отходит от старых традиций и ищет новые пути и наше Отечество. В отличие от стран Западной Европы находившихся в тесном общении друг с другом и не знавших ордынского ига и почти непрерывных опустошительных нашествий, в России еще не было ростков нового, буржуазного общества. Предстояли долгие века развития в рамках еще не изжившей себя феодальной формации. Но и здесь происходили перемены.

§ 1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством.

В конце XIII - начале XIV века Русь начала оправляться от разорения. Росло земледелие. Продолжался процесс общественного разделения труда, что объяснялось усовершенствованием орудий производства и ростом рынка для ремесленных изделий. Возрождались старые и появлялись новые города.

Феодальная раздробленность как система государственности начинала вступать в противоречия с социально-экономическим развитием страны. Внешняя угроза ускоряла процесс объединения русских земель, который поддерживали прогрессивные элементы общества - крестьянство, посадский люд, дворянство, а выступали против - реакционно настроенные удельные князья и бояре.

Во главе нового объединения Руси встала Москва, занимавшая выгодное географическое положение и превратившаяся в середине XIV века в крупнейший экономический центр. Рост могущества Москвы начался в период княжения Ивана Калиты (1325-1340 гг.). Он добился от золотоордынского хана признания себя великим князем над всей русской землей. Усилению Москвы способствовало и перенесение в нее митрополичьей кафедры.

Однако к середине XIV в. сказывается и другой центр объединения русских земель - Великое Литовско - Русское княжество. Борьба за княжение после смерти Витовта в 1430 г., национальная и религиозная рознь ослабили это княжество, в то время как Московское княжество продолжало укрепляться при сыновьях Ивана Калиты Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване Красном (1353-1359 гг.). Дмитрию Ивановичу (1362 - 1389 гг.) пришлось бороться за право на великое княжение и в 1375 г. вынудить силой отказаться от такого права тверского князя. Во всех его делах по сплочению Северо-Восточной Руси и укреплению Москвы стояли рядом с ним две значительные личности: митрополит Алексий и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русские войска разгромили войска Мамая. Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Куликовская победа создала в Восточной Европе новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. Орда еще не раз совершала набеги (взятие Москвы в 1382 г. ханом Тохтамышем), но ее влияние не достигало прежней силы.

При Василии I (1389 - 1425 гг.) власть московского князя распространилась на новые земли (Суздальско-Нижегородское княжество, Двинская земля). Однако удельные князья упорно сопротивлялись дальнейшей централизации. Это привело к феодальной войне при княжении Василия II Темного (1425-1462 гг.). Войну начал удельный князь звенигородский и галицкий Юрий Дмитриевич, а затем продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Политика на возрождение феодальной раздробленности вызывала недовольство всех социальных слоев, поддерживавших централизацию: мелких и средних феодалов, горожан, церкви. В 1453 г. со смертью Дмитрия Шемяки феодальная война, продолжавшаяся четверть века, закончилась. В результате ослабли удельные князья, главные противники централизации.

К середине XV века Московское княжество выросло в могущественный массив. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Отстаивавшая свою обособленность местная знать изменила Руси и признала верховную власть литовского князя. В июле 1471 г. на берегу реки Шелони войска новгородских феодалов были разбиты. В 1478 г. земли великого Новгорода вошли в состав единого государства. В 1485 г. Москва присоединила Тверь. В 1510 году была ликвидирована обособленность Пскова, а в 1520 г. - Рязани. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.

В процессе ликвидации феодальной раздробленности Российское централизованное государство становилось многонациональным. В него вошли земли карел, ижоры, води, вепсов, саамов, коми, ненцев. В конце XV века были присоединены земли манси и хантов. Границы государства на северо-востоке протянулись за Урал и Обь. В Поволжье, часть которого также входила в состав Руси, жили татары, мари, мещера.

Объединение русских земель укрепило международное положение России. В 1480 г. давившее почти 240 лет монголо-татарское иго было свергнуто. Золотая Орда получила смертельный удар от Тюменского хана Ивака, который 6 января 1481 года настиг и разбил войска ордынского хана Ахмата. Золотая Орда не смогла оправиться от поражения, и с Ахматом погибла и его империя. После свержения монгольского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В конце XV в. при поддержке украинского и белорусского народов Россия начала борьбу за возвращение захваченных литовскими феодалами русских земель на левом берегу Днепра, по Десне и на Оке. В 90-х годах XV в. были освобождены верхнеокские земли, в 1503 г. - Северская земля: Чернигов, Стародуб, Рыльск, Путивль, Гомель, Новгород-Северский и другие, в 1514 г. - Смоленская земля.

Таким образом, образование единого централизованного Российского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности, было закономерным и прогрессивным этапом в развитии феодализма.

Особенностью России было то, что политическое объединение страны сложилось раньше, чем было достигнуто экономическое единство. Причиной этого были последствия монгольского завоевания. Объединение России происходило на феодальной основе. Зато другие условия для централизации были налицо: сильная великокняжеская власть, военная опасность со стороны Золотой Орды и со стороны запада, мощное национальное ядро.

§ 2. Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения.

Формирование самодержавной власти. - Иван Ш. - Роль дворянства. - Приказы. - Местное управление. - Боярская дума. - Судебник 1497 г. - Крепостное право.

В ходе образования Российского централизованного государства складывалось самодержавие. Важные шаги в этом направлении были сделаны в конце XV-начале XVI в.

Изменился характер отношений великого князя с другими феодалами. Из «первого среди равных» он превратился в «государя». Из вассалов великого князя, имевших определенные феодальные привилегии, удельные князья и бояре превратились в подданных.

Великий князь Иван III Васильевич (1462 - 1505 гг.) называл себя «божией милостью государем всея Руси», а в некоторых дипломатических документах - даже «всея Руси императором». При нем были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», которая стала символом самодержавия; драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Идеологическим обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима». Смысл ее заключался в признании великого князя наследником римского и византийского императоров. При Иване III были заложены основы сословно-представительной монархии.

Время Ивана III - это время резкого ускорения исторического развития, формирования социальной, политической и идеологической системы государства. При Иване III Россия опять входит в число ведущих европейских держав.

Политику централизации продолжил великий князь Василий III (1505-1533 гг.). Он ограничивал феодальные привилегии княжеско-боярской аристократии, выдвигал на государственные должности людей незнатного происхождения, из дворян и «детей боярских» (низший слой феодалов). Василий III постоянно расширял поместное землевладение, так как усиление дворянства способствовало укреплению центральной власти. В отличие от вотчинника помещик не являлся собственником земли. Земля формально принадлежала государству. Это была важнейшая реформа класса феодалов. Из вольных слуг - вассалов феодалы превращались в служилых людей, жестко зависимых от государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: