Баркулабовская летопись

Селение Баркулабово находилось недалеко от Старого Быхова. Автором летописи, созданной в конце XVI - начале XVII вв., мог быть либо баркулабовский священник Федор Филиппович, либо служивший в его церкви дьякон или псаломщик.

В предисловии к ПСРЛ-32 говорится следующее. Баркулабовская летопись занимает конец рукописного сборника, хранящегося в Отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве (Синодальное собрание, № 790).

Источник: Полное собрание русских летописей. Т. 32. М., 1975. С. 174-192.

Состав этого сборника следующий: 1) На первых листах – записи молитвенного характера; 2) Листы 14 об. - 16 об.: «Описание собора в Берестье», дальше опять молитвенные записи; 3) Листы 26-36: «Летописец о русских великих князех»; 4) Листы 36 об. - 42 об.: «Сказание Сафона Резанца, исписана руским князем похвала», а перед этим запись: «В лето шестое тисящи осмсот осмдесят осмое бысть Донское побоище месяца сентебра 8 дня...»; 5) Листы 43-65: «Кройника о великих князех литовских»; 6) Листы 65-67: Ряд летописных известий; 7) Листы 67-83: Записи, не имеющие отношения к летописям; 8) Листы 83 - 103 об.: Отрывки из летописи, написанной по-белорусски; 9) Листы 103 об. - 112: Московские известия; 10) Листы 112 об. - 135: «Летописец веры закония жития, поганьства и побоженства князей великих русских»; 11) Листы 135 - 135 об.: Отрывок летописи, писанной по-белорусски, о войне между ВКЛ и Москвой в 1445 г. 12) Листы 136-137: Отрывок записей летописного характера и титул великого князя московского; 13) Листы 137-174: «Баркулабовская летопись».

Написана летопись белорусской скорописью XVII в. Бумажный знак на листах 1-70 сборника – рожок и литеры MCED (1656 г.); листы 71-128 – кувшин с литерами G/AB и большой лилией на поддоне (1651 г.); листы 129-174 – петух в гербовом щите и над щитом литеры SOLA (1660 г.). Следовательно, сборник переписан в 1660-е годы.

[л. 137] Сейм великий был у Берести лета бож(ого) нарож(еня) 1545, на котором сейме был король его милость полский, великий князь литовский Жикгимонт Казимерович з королевою Бонею и с королевнами. А при его милости сын его милости господарь наш другий, крол полский Жикгимонт Август, и с королевою своею Алжбетою, дочкою короля ческаго и римского Фирдынанда. При которых на сейме при их милости обоих королех много было бискупов, панов-рад, панове-рада Великого князства, панята и вся шляхта хоруговная, и вси рыцерства всих землей и княжства Литовского, так же было множество людей на том сейму, иж на обе стороны около Берестя на колконадцать мил стояли. А при их милостех обоих королех на том сейме Берестейском много было послов яко от християнских господарей, также и от бесурменских, а был тот сейм у Берести так много — от святого Петра и Павла аж до святого Архаггела [л. 137 об.] Михаила. С того сейму Берестейского его милость господарь наш крол Жикгимонт-Август и зь королевою Алжбетою поехал до Вилни и взял его милость у свою справу все великое Литовское панство, Руское и Жомоицкое отца его милости Жикгимонт Старый, корол. Того ж сейму Берестейскаго, на котором сейме их милость кролеве обадва были, князь Семен Глебович Пронский принял веру римскую, а назван Фридрихом; на тот час дано ему воеводство Киевское.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: