Личность в истории Александр II

Реформа образования

В ходе реформ 1860-х годов была создана сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I,18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, по­тому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соот­ветственно его образование и воспитание было прекрасно поставле­но, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в де­вять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлече­ния мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.

Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной. В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александров­не, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начи­нает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он яв­лялся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам истори­ков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

Первые годы своего царствования император пытался ликвиди­ровать последствия Восточной войны и порядков николаевского вре­мени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпу­са, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внут­ренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темпе­рамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печа­ти; университеты вздохнули свободнее... ", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "

В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровен­ного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности воен­ного времени не давали ему сосредоточиться на внутреннем благоуст­ройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенс­твуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царс­твует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремле­ние к просвещению и всякой полезной деятельности... "

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: