Модернизация российского образования

В декабре 2001 года правительство России утвердило программный документ – Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года. В этом документе принято решение об отнесении образования к числу четырех приоритетных отраслей.

Термин «модернизация» в последнее десятилетие приобрел богатое социально-философское и культурологическое содержание. Им принято обозначать особый способ общественного процесса, который отличается не самопроизвольным, а целенаправленным, управляющим характером. Применительно к образованию модернизация означает, во-первых, его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России и, во-вторых, освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Модернизация образования является важнейшей государственной задачей. Успехи в ее решении определяют, и будут определять динамику политических, экономических и социальных преобразований в российском обществе, обеспечивают как качественные, так и количественные параметры воспроизводства квалифицированных кадров и, что особенно актуально, способствуют формированию государственной идеологии как базы политического развития гражданского общества.

Представленный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» анализ современного состояния мировой системы выявил общие тенденции ее развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, которые описаны следующим образом:

- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического социального и профессионального выбора вызывает необходимость повышения уровня готовности людей к такому выбору;

- переход к постиндустриальному, информационного обществу значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникативности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамическое развитие экономики, рост конкуренции. Сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной мобильности;

- сложной глобальных проблем, стоящих перед человечеством в плане их решения, создания огромных транснациональных компаний, свидетельствует о невозможности выполнять работу в одиночку, о дефиците умений работать в команде, сотрудничать и развивать лидерские качества;

- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения;

Модернизация образования имеет пять следующих основных аспектов:

1. Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования (содержательный аспект);

2. Формирование в системе образования эффективных организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов (экономический аспект);

3. Развитие образования как эффективно управляемой открытой государственно-общественной системы (управленческий аспект);

4. Обеспечение всего процесса модернизации необходимой нормативной правовой базой (нормативно-правовой аспект);

5. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки (кадровый и социальный аспект).

Перспективной тенденцией развития высшего профессионального образования является диверсификация. Ее суть состоит в расширении возможностей и вариантов получения профессии, в создании условий, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей. Диверсификация профессиональной подготовки предусматривает ее гибкость и вариативность образовательных программ, их оперативную перестройку с учетом объективно складывающихся условий.

Необходимость реализации гибких подходов к содержанию образования обусловлена такими социально-экономическими факторами, как изменчивость спроса на конкретные категории специалистов, существенные различия в материальных условиях жизни студенчества, стремление молодых людей как можно раньше приступить к практической работе по специальности.

Широкая диверсификация образования – способ внедрения в Европейское образовательное пространство. Концепция модернизации российской системы образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров. Ищутся пути интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, получает развитие многоуровневое образование, создаются университетские комплексы. Задача состоит в том, чтобы на этой основе обеспечить более полное соответствие системы практической подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком.

Направления диверсификации образования:

- многообразие программ, образовательных учреждений, квалификаций, их нострификация (эквивалентность при равенстве дипломов и сертификатов);

- разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки специалистов.

- разнообразие финансирования и управление вузами.

Главной функцией сферы управления вузовской системой должна быть разработка политики в сфере высшего образования и создание необходимых условий (финансовых, организационных в области информатизации и научного обеспечения), способствующих нормальной деятельности вузов, а так же положительной тенденции их развития.

Управление вузом должно представлять собой не нормирование и регулирование, а создание своеобразной культурно-экологической среды, элементов социальной инфраструктуры для деятельности вузов. Следовательно, одной из наиболее актуальных задач модернизации отечественного образования является создание современной системы вузовского управления.

Системообразующей тенденцией образования в условиях смены социальной парадигмы является гуманизация образования как процесс и результат переориентации его на личность и как средство устойчивости личности и социальной защиты в рыночных условиях. Гуманизация – процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к личности, человеческому достоинству, заботой о благе людей; очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуализации.

Гуманизация образования – развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащегося, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития; система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; тем самым проблема гуманизации образования выступает как задача общецивилизованного, общечеловеческого значения, как условие решения глобальных проблем современного человеческого социума.

Гуманизация высшего образования, во-первых, предполагает уважение прав студента на получение таких знаний, которые обеспечат ему профессиональный и личностный комфорт по окончании института, во-вторых, означает уважение студента как личности и совершенствование ее в интеллектуальном и собственно личном плане, в-третьих, направлено на формирование профессионального самосознания и предметно-личностной рефлексии студента, в-четвертых, нацелено на осознание студентом себя как части природы (экологическая культура и политическая культура).

Т.о. под гуманизацией образования следует понимать все то, что направлено на более полный учет человеческого фактора, особенностей личности во имя ее гармоничного развития, проявления своих способностей.

Гуманизация реализуется через:

Гуманитаризацию обучения и воспитания. Гуманитаризация – усиление внимания к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам с целью использования их содержания и методов для подготовки студентов не только как профессионалов, но и гражданского общества.

Гуманитаризация образования – политика в образовании, направленная на человека: сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.

Гуманитаризация в образовательном процессе предполагает введение в учебные планы мировоззренческих и человековедческих курсов, интегрирующих знания о мире и месте человека в нем; целевая установка учебного заниня направляется на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого содержания учебного материала. Таким образом, гуманитаризация – часть гуманизации по содержанию и одно из средств ее реализации по форме.

Фундаментальность образования – это соединение научного знания и процессов образования, дающее понимание образованным человеком того факта, что все мы живем по законам природы и общества, которые никому не дано игнорировать. Эталонным образованием может быть только фундаментальное научное образование, главная цель которого – распространение научных знаний как неотъемлемой составляющей мировой культуры.

Следующей тенденцией развития высшего образования является демократизация образования.

Она имеет ряд направлений:

Равные возможности в получении образования. Проблемы равного доступа к получению образования сегодня пытаются решать все государства независимо от политического устройства. В законе «Об образовании» РФ (гл.1, ст.1, пункт 1) - «РФ провозглашает область образования приоритетной».

В ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования» основываются на: «гарантии единства федерального, культурного и образовательного пространства, общедоступности образования, обеспечении гражданам права на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования».

Открытость образования. Открытое образование – современная доктрина о путях расширения доступности образования. Основная идея доктрины – уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой профессиональный опыт нуждаются в официальном признании имеющихся у них знаний и умений; в этих целях создается система учреждений, поступление в которые требует предъявления документа об образовании.

Обычно это работающие по особым программам структурные подразделения в регулярных образовательных учреждениях разного уровня, диплом об окончании которых обучающийся намерен получить. Это можно сделать либо сдав экзамен за полный курс, не посещая занятий, либо пройдя курс обучения, не будучи формальным студентом.

Т.о. обучаемый может:

- Полностью освоить одну или несколько образовательных программ конкретного вуза по различным формам обучения в свободном временном режиме.

- Освоить по частям в различных формах обучения основные или дополнительные программы в нескольких вузах с получением документов о высшем профессиональном образовании или о дополнительном образовании в том вузе, в котором он завершает освоение программы.

- Освоить в выбранном им вузе цикл или группу интересующих его дисциплин, по одной или нескольким формам обучения.

- Освоить интересующие его дисциплины по той или иной форме обучения, реализуемых определенным вузом.

На основании вышеизложенного можно сформировать цели «открытого» образования:

1. Развитие достаточности образования в связи с растущими потребностями личности и динамично изменяющимся требованиям общества и рынка труда.

2. Развитие уровней гибкости образовательной системы и ее адаптаций к многообразию социальных ситуаций.

3. Развитие академической мобильности потребителей образовательных услуг и образовательных систем, способствующие ее совершенствованию профессиональной мобильности и социальной защищенности граждан.

Важность формирования «открытого» образования осознана на государственном уровне, что нашло отражение в межвузовской научно-технической программе «Создание системы открытого образования» (приказ министерства образования РФ № 2923 от 12.10.2000 года).

Система «открытого» образования предполагает и обеспечивает:

- равную возможность получения образования для всех категорий населения;

- свободное составление индивидуальных учебных планов, образовательных программ, путем выбора модулей системы учебных курсов;

- выбор преподавателей, которые соответствуют планам и потребностям обучаемого;

- самоопределение времени и темпов обучения;

- свобода в выборе места обучения;

- переход от принципиального образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь»;

- высокое качество образования, которое предопределяет развитие личности студента, и является опережающим в сфере его деятельности;

- конкурентность на рынке труда;

- самостоятельное развитие личности обучающегося;

- возможность свободной интеграции с открытыми образовательными системами стран мирового сообщества.

Международная интеграция. Явной тенденцией современного мирового развития является стремление к интеграции во всех основных направлениях деятельности. В области образования интеграционные процессы, прежде всего, базируются на явлении «академической мобильности» - интенсивного обмена студентами, аспирантами, стажерами, преподавателями между образовательными учреждениями всех стран мира. Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней.

Негосударственные формы получения образования. Если в 1950-х годах национальная система высшего образования состояла из традиционных университетов, которые находились непосредственно в ведении государственных властей, то теперь эти системы отличаются более многообразным характером. Толчок возникновения негосударственных вузов был дан в 1991 году. Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Процесс их создания получил дальнейшее развитие после опубликования в 1992 году закона РФ «Об образовании», который предусмотрел равноправное функционирование образовательных учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных и частных). А следующим шагом стало вступление в силу в 1996 году Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», где так же говорилось о содействии «созданию и функционированию негосударственных вузов».

Негосударственные учебные заведения имеют:

1. Возможность гибко и быстро реагировать на запросы рынка труда;

2. Более высокую зарплату персонала и возможность варьировать ее в соответствии с квалификацией специалистов;

3. Меньшее число студентов, а следовательно возможность индивидуального подхода к оказанию образовательных услуг;

4. Относительно высокие темпы развития материальной и базы учебного процесса.

Одним из важнейших направлений развития деятельности современной образовательной системы является ориентация на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования, или «образования на протяжении всей профессиональной карьеры».

Непрерывное образование (перманентное) – образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как не непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития.

Т.о. непрерывное образование – это единая система, включающая:

1. Построение модели непрерывного образования, как совокупности модулей теоретической и практической подготовки;

2. Преемственность профессиональной подготовки (в системе повышения квалификаций;

3. Организацию гибкой научно-методической службы системы повышения квалификаций;

4. Определение непрерывного самообразования как нормы, поиска импульса в виде организованных процессов (курсов, программ, учебных заведений и т.д.) высокого уровня квалификации и культуры.

Дистанционное образование стало международным феноменом. Внедряющие его вузы вынуждены конкурировать не только на внутреннем рынке образовательных услуг, но и с образовательными учреждениями других стран. Возникновение и развитие дистанционного образования является частью процесса трансформации российского общества и одновременно одним из его ускорителей.

Именно в этой сфере сегодня решается вопрос о жизнеспособности российского высшего образования, его качественном уровне, адекватном мировым тенденциям. В мире усиливается внимание к качеству образования. Одним из факторов роста внимания к этой проблеме является развитие дистанционного и открытого образования.

Создание вузовских комплексов. До недавнего времени как высшие, так и средние специальные учебные заведения действовали в жестко заданных институциональных рамках, исключавших реализацию более эффективных моделей сопряженной многоуровневой подготовки кадров. 7 сентября 2001 года Правительством РФ принято постановление «Об организации университетских комплексов».

Вузы получили право создания на своей базе университетских комплексов, которые могут быть организованы в качестве единого юридического лица в форме учреждения, объединяющего учебные заведения, реализующие образовательные программы различных уровней.

Создание университетских комплексов, объединяющих учебные заведения различных типов, создает условия для осуществления принципиально новой образовательной парадигмы, когда гибкость образовательных программ действительно становится нормой, а диверсификация учебного процесса ведет к проектированию целостных и взаимосопряженных сегментов профессиональной подготовки кадров, то есть к построению интегрированных курсов обучения.

Есть основания считать, что новые интегрированные подходы к подготовки специалистов в гибкой среде университетских комплексов позволят:

1. Повысить уровень профессионального образования и сократить его сроки, увеличивая при этом суммарное время подготовки специалиста с ориентацией на конкретное направление деятельности;

2. Разработать новую стратегию управления финансами и материальными ресурсами в сфере образования, снизить себестоимость подготовки специалистов;

3. Перейти к единой методике определения численности профессорско-преподавательского состава и педагогического персонала в соответствии с трудоемкостью подготовки специалистов;

4. Повысить эффективность использования кадрового потенциала университетского комплекса, в том числе кадров высшей квалификации;

5. Обеспечить возможность выбора обучаемыми траектории профессиональной подготовки, в наибольшей степени отвечающей их возможностям;

6. Выработать единую образовательную политику в рамках университетского комплекса, исключить дублирование дисциплин и обеспечить преемственность в преподавании путем интеграции рабочих учебных планов и рабочих программ дисциплин, добиться единства требований в оценке качества знаний студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: