Представляется, что наиболее ценным зарубежным опытом в сфере управления вообще и в муниципальном управлении в частности, следует признать опыт по распределению компетенции (полномочий) между уровнями управления. Четкое распределение компетенции по уровням управления дает возможность осуществлять управление, не вмешиваясь в компетенцию прилегающих уровней, что значительно снижает издержки и возможность возникновения конфликтных ситуаций.
Полезен также опыт развитых стран для определения базового звена, а именно, территориальной основы МСУ. Сегодня в России продолжаются споры по этому поводу. В одних субъектах РФ ведущим является поселенческий принцип, в соответствии с которым МСУ осуществляется в пределах городских и сельских поселений, в других – территориальный принцип, в соответствии с которым МСУ осуществляется на территории административных районов.
В целом по России на 142 млн. населения приходится около 30 тыс. муниципальных образований, а, например, в Германии на 82 млн. чел. – 16 тыс. общин. Если брать за основу Германский опыт, то представляется целесообразным (с учетом российского законодательства) муниципальные образования формировать в основном двух типов:
|
|
- на основе городских поселений преимущественно по поселенческому принципу;
- на основе сельских поселений преимущественно по территориальному принципу, причем базовой территорией должен быть не район, о территория, формирующаяся на основе кооперационных хозяйственных связей нескольких поселений (волости).
США: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Структура местных правлений
МСУ в США имеет множество форм. Каждый город имеет свою уникальную форму, обусловленную наличием специфических проблем. В округах в качестве органа власти – комиссии. Формируются посредством прямых всеобщих выборов. Комиссии или выборные должностные лица осуществляют управление округом.
Комиссии обычно работают во взаимодействии с другими избранными чиновниками, такими как:
- окружной представитель
- аудитор
- судья города
- судебный заседатель
- казначей
- прокурор
- шериф
- коронер (следователь, ведущий дела о насильственной смерти)
Комиссии могут назначать специального уполномоченного комиссара, а также образовывать структуры.
Существует 5 основных типов исполнительных образований. Наиболее популярной формой является организационная схема "Мэр-Совет", а на практике реализуются три ее разновидности:
- "Сильный мэр-Совет"
- "Сильный мэр-Совет – главный администратор"
- "Слабый мэр-Совет"
- "Комиссия" (вся полнота власти передается небольшому выборному органу или комиссии)
- "Совет-менеджер" (популярная форма)
ЯПОНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Парламентская монархия
Конституция 1946 г.
Принцип разделения властей – исполнительная, законодательная, судебная