VII. Ход занятия
VI. План занятия
V. Организация пространства
IV. Оборудование (для ведущего и детей)
Глобальное изменение климата
Лабораторная работа №4
Вариант 1308 Вариант 1305 Вариант 1322 Вариант 1303
Какое животное водится и в Африке, и в Австралии
Укажите растительность характерную для Австралии
А) секвойя, лиственница, папоротник
B) пальма, акация, пихта
C) эвкалипт, травяное и бутылочное дерево
D) секвойя, пальма, эвкалипт
А) ехидна
B) утконос
C) коала
D) крокодил
| 1052 человек | |
| нет | |
| АВБ | |
| Владивосток | |
| 690-710м | |
| Юг | |
| нет | |
| нет | |
| ВБА | |
| ВАБ | |
| Аргентина |
| -4287 человек | |
| нет | |
| АВБ | |
| Калкутта | |
| 490-510м | |
| Юг | |
| нет | |
| нет | |
| БВА | |
| БВА | |
| Монголия |
| 241755 человек | |
| нет | |
| БАВ | |
| Париж | |
| 840-860м | |
| Восток | |
| нет | |
| нет | |
| БАВ | |
| АБВ | |
| Бразилия |
| 649 человек | |
| нет | |
| ВБА | |
| Сантьяго | |
| 390-410м | |
| Запад | |
| нет | |
| нет | |
| БАВ | |
| АБВ | |
| Краснодарский край |
Цель: рассмотреть климатические изменения в относительно недавнем прошлом нашей планеты и современном геологическом периоде, сравнить и проанализировать динамику климатических циклов антропогена и современности.
Задание 1
1) используя данные Таблицы №1 изобразить в тетради временной отрезок – Кайнозойскую эру (3 мм = 1 млн. лет). Расположите в соответствие с временными рамками периоды и эпохи кайнозоя на построенном отрезке.
Таблица №1.
| Эра | Период | Эпоха | Начало (лет назад) | Основные события (на примере фауны крупных млекопитающих) |
| кайнозой | Антропогеновый | Голоцен | 11 400 | |
| Неоплейстоцен | 1,2 млн. | |||
| Эоплейстоцен | 1,8 млн. | |||
| Неогеновый | Плиоцен | 5,33 млн. | ||
| Миоцен | 23,0 млн. | |||
| Палеогеновый | Олигоцен | 37,2 млн. | ||
| Эоцен | 55,8 млн. | |||
| Палеоцен | 66,5 млн. |
2) изобразите отдельно временной отрезок – часть Антропогенового периода: Неоплейстоцен-голоценовую эпохи (20 см = 1 млн. лет). Отметьте на нем временной рубеж между эпохами. Отметьте временные рамки ледниковых и межледниковых эпох, пользуясь данными Таблицы №2. Постройте температурные изолинии соответствующие неоплейстоценовой эпохе.
| Название ледниковых и межледниковых периодов (Западноевропейская классификация) | Временные рамки (млн. лет назад) | Среднегодовая сумма температур (t°С) | Временная точка (млн. лет назад) |
| Вюрм | 0,01-0,07 | 0,01 | |
| -4 | 0,015 | ||
| -10 | 0,025 | ||
| -6 | 0,05 | ||
| -4 | 0,07 | ||
| Рисс – Вюрм | 0,07-0,12 | -2 | 0,08 |
| 0,09 | |||
| 0,1 | |||
| 0,12 | |||
| Рисс | 0,12-0,2 | -2 | 0,14 |
| -7 | 0,15 | ||
| -11 | 0,17 | ||
| -8 | 0,18 | ||
| -5 | 0,2 | ||
| Миндель - Рисс | 0,2-0,4 | -1 | 0,23 |
| 0,27 | |||
| 0,3 | |||
| 0,35 | |||
| 0,4 | |||
| Миндель | 0,4-0,5 | -1 | 0,41 |
| -4 | 0,42 | ||
| -8 | 0,43 | ||
| -14 | 0,44 | ||
| -10 | 0,46 | ||
| -6 | 0,48 | ||
| -2 | 0,5 | ||
| Гюнц - Миндель | 0,5-0,6 | 0,52 | |
| 0,53 | |||
| 0,55 | |||
| 0,58 | |||
| 0,6 | |||
| Гюнц | 0,6-0,9 | -2 | 0,62 |
| -6 | 0,65 | ||
| -9 | 0,7 | ||
| -12 | 0,75 | ||
| -8 | 0,79 | ||
| -4 | 0,83 | ||
| -2 | 0,86 | ||
| 0,9 | |||
| Верхний Виллофранк | 0,9-1,2 | 0,92 | |
| 0,94 | |||
| 0,96 | |||
| 0,98 | |||
| 1,0 | |||
| 1,1 | |||
| 1,12 | |||
| 1,15 | |||
| 1,2 |
Для ведущего: проектор, экран, скотч.
Для детей: цветные карандаши.
Обычная
| Этапы | Содержание | Время всего 35 минут |
| 1. | Организация пространства классного помещения | 30сек – 1мин |
| 2. | Организация детей на занятие, приветствие | 30сек – 1мин |
| 3. | Сообщение темы занятия | 1мин – 2мин |
| 4. | Интеллектуальная разминка | 8мин |
| 5. | Открытие новых знаний | 10мин |
| 6. | Творческая работа детей | 15 мин |
| 7. | Подведение итогов, заключение | 1мин |
| 8. | Организованный конец занятия | 30сек – 1мин |
| Слова ведущего | Ход занятия | Действия и реплики детей |
| 1. 2. Ведущий: 3. | Организация пространства классного помещения. (На доске весит ватман и другие изображения) Организация детей на занятие, приветствие. - Проходите, пожалуйста, садитесь на свои места. Приветствие и сообщение темы занятия. - Ребята, как называется наша планета? - А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? - Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН. И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями, а также поговорим о самой страшной проблеме – загрязнение океана. Тема нашего занятия: Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде) | Дети проходят на места. - планета Земля. - воды на земле больше, чем суши. |
| 4. Ведущий: | Интеллектуальная разминка. А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, и отвечайте по поднятой руке. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов, а также краткая информация о них). 1.По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза) 2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (Рыба) 3.Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат) 4. Ракообразная малышка Меняет цвет. Уж это слишком! Морских глубин цветная детка - Та симпатичная (Креветка) 5. Передние – ласты, а задние - лапы! Есть панцирь овальный. Подобие шляпы! Другого жилья, кроме моря, не зная, Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Морская черепаха) 6.По сути, зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит) 7. Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он – «морской бандит». Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с… (Акулой) 8. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины) 9. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (Осьминог) 10. Как возле дома абрикос, Он потихоньку в море рос. С него однажды водолаз Сорвал лишь веточку для нас. Она теперь вот много лет Все украшает наш буфет. (Коралл). 11.Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг … (Морской конёк) | Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных. |
| 5. Ведущий: | Открытие новых знаний. -Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей. - Молодцы дети. (на доску вешается ватман с видом океана, а с левой стороны на отдельных листочках название этих этажей.) - Я думаю, что вы, прослушав материал про животных и увидев их изображение, уже примерно можете определить, кто житель какого этажа. - А теперь затронем очень страшную и важную тему: Загрязнение океана. (Смотрим на пособие: на ватмане с изображением океана наклеен мусор). -Вы видите, что в нашем океане лежит целая куча мусора, что заводы расположенные рядом с морями и океанами сливают в него отходы. А есть корабли, которые перевозят нефть и другие химические вещества, они иногда ломаются и все вещества попадают в воду, от этого умирает очень много морских обитателей. И вы видите рядом на доске нарисованное мусорное ведро. - А сейчас по очереди каждый подойдет к доске, сорвет один из предметов загрязняющий океан и приклеит его в мусорное ведро. -Молодцы дети, с Вашей помощью мы очистили океан. | -дно; -коралловый риф; -глубина; -толща; -поверхность. -да. Дети выходят к доске отрывают предмет мусора, проговаривают, чем он загрязняет океан и приклеивает его в мусорное ведро. |
| 6. Ведущий: | Творческая работа детей. - А сейчас ребята я предлагаю Вам следующее задание. Я выдам вам белые фигурки животных на бумаге, у меня есть и кораллы, и млекопитающие, и рыбы. Вы выберите себе или одну большую фигурку или две маленьких. (помощники проходят по рядам, предлагая детям фигурки) - Ребята, поднимите вверх выбранные вами фигурки. -Здорово, сейчас Вы будете их раскрашивать цветными карандашами, рисовать им глазки, жабры, чешую. А после мы приклеим ваших животных на этот лист с видом океана, и морские обитатели будут плавать. (помощники, проходя по рядам, помогают детям, следят за шумом в классе.) | Поднимают выбранные фигурки. Дети начинают раскрашивать. |
| 7. Ведущий: | Подведение итогов. (приклеиваем морских обитателей на ватман, распределяем по этажам кто, где живет.) - Ребята Вы сегодня очень здорово поработали, дали жизнь новым существам. Теперь животные в своем доме под названием Океан. - Итак, что Вы узнали сегодня? - А чем Вы сегодня занимались? | -Узнали морских обитателей; -узнали, что синий кит самое крупное животное; -что в океане есть свои этажи и каждое животное живет на своем этаже. -Мы смотрели презентацию; - очищали океан от мусора. - раскрашивали морских обитателей. |
| 8. Ведущий: | Организованный конец занятия. -Уберите за собой рабочее место. Соберите свои вещи. Спасибо вам за вашу творческую работу. До свиданья! | Собирают вещи и уходят. |
Глобальное потепление вовсе не означает потепление везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, то есть климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам.
Согласно одной из гипотез, глобальное потепление приведёт к остановке или серьёзному ослаблению Гольфстрима. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков.
Согласно гипотезе климатологов существует колебательный процесс, в котором оледенение (ледниковый период) порождается потеплением климата, а дегляциация (выход из ледникового периода) — похолоданием. Это связанно с тем, что в Кайнозое, являющемся криоэрой, при оттаивании ледяных полярных шапок увеличивается количество осадков в высоких широтах, что зимой приводит к локальному повышению альбедо. В дальнейшем происходит снижение температуры глубинных районов континентов северного полушария с последующим образованием ледников. При замерзании ледяных полярных шапок ледники в глубинных районах континентов северного полушария, не получая достаточно подпитки в виде осадков, начинают оттаивать.






