Структура пед. психологии.
1. 1. Психология обучения – изучает закономерности целенаправленного формирования знаний, умений и навыков.
2. Психология воспитания – изучает закономерности целенаправленного формирования личности.
3. Психология учителя – изучает психологические особенности профессиональной деятельности и личности педагогов.
2. Зимняя И.А.
1. психология образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности)
2. психологиия педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя)
3. психология учебной деятельности и ее субъекта — обучающегося (ученика, студента);
4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
В учебкой деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике; 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»
Учебная деятельность (включая и студентов) – это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта. УД имеет место там, где есть мотивы усвоения знаний, т.е. познавательные мотивы. Без них учебная деятельность становится не деятельностью, а действием.
Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания иумения применять его для решения разнообразных практических задач.
Выготский Л.С. Учение – специфическая деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. УД направлена на освоение способов приобретения знаний, она – источник развития человека.
В ходе УД развиваются познавательные способности человека – с од. стор., и опыт – с другой.
Структура учебной деятельности.
1. Мотивация является первым и обязательным компонентом УД. Она может быть внешней и внутренней по отношению к УД, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
2. Учебная задача предлагается в форме учебного задания, направлена на усвоение способов действий, знаний, умений и навыков. Это какое-то задание, это проблема, которую нужно решить, чтобы усвоить деятельность.
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Компоненты учебной задачи (Л.М.Фридман):
— предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;
— отношения, которые связывают эти объекты;
— требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения;
— оператор задачи — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
Особенности учебной задачи (Е.И. Машбиц):
1. направленность на субъекта, т.к. решение задачи предполагает изменения в самом субъекте, ее решающем
2. для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения.
УЗ дается в определенной учебной ситуации, которая имеет свою структуру.
Структура учебной ситуации.
Предмет освоения – система знаний о том или ином аспекте действительности, орудия и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.
Субъект учения – ученик, который, во-первых, находится в состоянии направленности на освоение предмета, и во-вторых, обладает определенными предпосылками для этого освоения.
Учебная деятельность – это средство, с помощью которого ученик распредмечивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения.
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, организует учебную деятельность ученика до тех пор, пока ученик не сможет это делать самостоятельно.
3. Учебные действия – действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.
Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций.
Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня И. И. Ильясов относит:
а) действия уяснения содержания учебного материала;
б) действия обработки учебного материала.
Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные)и продуктивные (направленые на создание нового) действия.
Итак, действия можно разделить по характеру познавательной деятельности:
1) перцептивные (восприятие: опознание, идентификация)
2) мнемические (память: запечатление информации, сохранение, актуализация)
3) мыслительные (мышление: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация)
В соответствии со структурой творческой мыслительной деятельности:
1) репродуктивные действия – система заданий, направленных на выполнение различных практических, исполнительских и воспроизводящих действий
2) мыслительные действия:
аналитические (выделить элементы)
сравнительные (найти сходство/различие)
обобщающие (выделить существенные признаки)
3) действия контролирующие (сравнить предмет своей деятельности с образцом для того, чтобы оценить правильность) и оценочные (оценка результатов деятельности)
4) продуктивные – действия, требующие формирования какого-либо новообразования:
воссоздающие (направлены на создание нового продукта)
преобразующие (преобразование данного продукта в новый)
целеобразующие (формирование новых целей)
планирующие (составление плана будущих действий)
Все учебные действия складываются из учебных операций – это способ осуществления действия.
4. Контроль и самоконтроль направлен на сравнение результатов своих учебных действий с заданными образцами.
Контроль предполагает 3 компонента:
1) модель желаемого результата действий
2) процесс сличения этого образца и реального действия
3) принятие решения о продолжении или коррекции действий
Формирование самоконтроля происходит путем подражания учителю.
2 вида контроля:
1. по результату (итоговый)
2. по процессу (текущий) – обладает большей развивающей и мотивационной силой
Самоконтроль – поэтапный процесс. Блонский. 4 стадии развития:
1) отсутствие самоконтроля
2) стадия полного самоконтроля (ученик проверяет полноту репродукции)
3) стадия выборочного самоконтроля (ученик проверяет главное)
4) отсутствие видимого самоконтроля (он осуществляется на основе пошлого опыта)