В настоящее время стендовые испытания КЛА проводят как на натурных объектах, так и с помощью математического или физического моделирования (рис. 2.1).
Основным достоинством математического моделирования является его сравнительно невысокая стоимость. Но есть у него и существенные недостатки. Для математического моделирования нужно знать достаточно большое количество коэффициентов, позволяющих описать условия функционирования испытуемого объекта. При составлении математической модели обычно делается много допущений и упрощений, поэтому математическое моделирование является неполным.
Под физическим моделированием понимают замену изучения интересующего нас явления в натуре изучением аналогичного, физически подобного ему явления на модели меньшего масштаба в лабораторных условиях. По результатам опытов с моделями делают заключение о характере эффектов и физических величинах, определяющих явление в натурных условиях.
Если рассматривать структурную схему материального обеспечения испытательных работ, то наиболее крупной единицей является стендовая база, предназначенная для экспериментальной отработки определенного класса КЛА.
|
|
Стендовая база представляет собой совокупность испытательных комплексов. Наземные испытательные стендовые комплексы позволяют имитировать физические воздействия, которым подвергается КЛА в натурных условиях. Испытательные стенды могут объединяться по направлениям и образовывать, например, комплексы механических, тепловых, климатических, электрических, биологических, химических, магнитных, электромагнитных и радиационных испытаний. Каждый испытательный комплекс объединяет ряд близких по назначению и имитирующих однородные нагрузки испытательных стендов. Сложность испытательных стендов зависит от требуемой полноты имитации воздействий внешних условий и размеров испытуемых объектов.
Испытательные стенды могут быть:
1) узкоспециализированными (стенды, предназначенные для осуществления конкретных космических программ);
2) универсальными (стенды широкого назначения). Рассмотрим основной принцип создания конструкций испытательных стендов.
Разнообразные стенды, предназначенные для испытаний и определения работоспособности как ЛА в целом, так и его элементов разного назначения, в принципе имеют единую функциональную схему (рис. 2.2).
Исследуемая конструкция КЛА подвергается определенным внешним воздействиям, например тепловому и механическому, по заданной программе.
Силовая нагрузка, изменение формы образца и его температуры измеряются соответствующими датчиками, сигналы от которых поступают на регистрирующие приборы и на системы управления силовым нагружением и нагревом.
|
|
Для определения исследовательской ценности испытательных стендов необходимы критерии их количественного сравнения.
В настоящее время существуют методики оценки качества испытательных систем, основанные на ранжировании основных показателей качества каждого элемента системы и определении результирующих интегральных оценок.
Испытательные системы можно классифицировать по видам нагружающих воздействий на входе и по характеру полученной информации на выходе.
К показателям нагружающего воздействия относится количество видов физических нагрузок на исследуемый объект, а к показателям получаемой информации — количество видов измерений, которые могут быть выполнены в данной системе.
Указанные функциональные элементы системы можно характеризовать тремя независимыми параметрами:
- точностью измерения и управления режимами испытательных средств;
- степенью автоматизации исследований;
- уровнем математического обеспечения (МО) экспериментов. Такую взаимосвязь можно представить в виде графа оценок испытательных систем (рис. 2.3).
Вершины графа определяют степень совершенства компонентов системы: n, m — количество оцениваемых управляемых и измеряемых параметров соответственно; α, µ — оценки точности управления и измерения; β, η — оценки степени автоматизации измерительных и управляющих систем; γ, δ— оценки уровня математического обеспечения соответственно в системах нагружающего воздействия и получения информации; С — оценка качества системы.
Учитывая независимость оценок качества отдельных элементов, их можно представить в виде ортогональных векторов, каждый из которых удовлетворяет аксиомам тождества, рангового порядка и аддитивности.
Тогда оценку качества испытательной системы можно представить в виде соотношения [1]
С целью оценки качества каждого компонента соотношения сформулируем для α, µ, β, η, γ, δ шкалу порядка, а для пит — шкалу наименований.
В случае многофункциональных испытательных систем оценка n и m определяется количеством управляемых и измеряемых параметров. К управляемым параметрам n относятся следующие виды воздействия на конструкцию, оценка которых составляет 1 балл: растяжение-сжатие; кручение; изгиб; нагрев; охлаждение; растяжение-сжатие (циклическое); изгиб (циклический); кручение (циклическое).
К параметрам т, характеризующим возможности систем измерения, относятся показатели, позволяющие производить количественную оценку данного вида нагружения и реакции на него материала образца. Наличие каждого вида измерения оценивается в 1 балл.
Измерениям по предложенной методике подлежат следующие показатели: нагрузка; удлинение образца; изменение диаметра образца; температура; давление окружающей среды; число циклов; декремент колебаний; время нагружения.
Далее оценивается точность измерения параметров, для чего формируется шкала порядка для оценки точности управления и измерения а; ц. Оценку каждого последующего уровня предпочтения определяем как сумму оценок всех предыдущих уровней плюс единица.
Уровни предпочтения и их оценки таковы: погрешность измерения 2% оценивается в 0 баллов; 1% — 1 балл; 0,5% — 2 балла; 0,25% — 4 балла; 0,1% — 8 баллов; 0,05% — 16 баллов.
Шкала порядка для оценки уровня автоматизации управляющего воздействия включает следующие уровни и их оценки в баллах: 1) ручное управление — 0 баллов; 2) автоматическая стабилизация параметров — 1 балл; 3) автоматическое программное управление режимами испытательной установки с помощью автономных программирующих блоков — 2 балла; 4) автоматическое программное управление режимами испытательной установки с помощью ЭВМ — 4 балла; 5) автоматическое программное управление режимами нескольких экспериментальных установок — 8 баллов.
|
|
Для определения уровня автоматизации обработки данных имеем такую шкалу порядка и его оценки в баллах: 1) ручная расшифровка й обработка данных, технические средства — перьевые самописцы — 0 баллов; 2) регистрация экспериментальных данных на машиночитаемых носителях (перфоленте, магнитной ленте и т.д.), технические средства — информационно-измерительные системы широкого назначения — 1 балл; 3) первичная обработка данных в реальном времени (сжатие данных, фильтрация, преобразование в истинные значения, определение экстремумов и т.д.), технические средства — микро-ЭВМ, мини-ЭВМ — 2 балла; 4) вторичная обработка данных в реальном времени (расчет по детерминированным алгоритмам), технические средства — микро-ЭВМ, мини-ЭВМ — 4 балла; 5) вторичная обработка данных нескольких экспериментальных установок в реальной времени — 8 баллов.
Векторный показатель характеризует МО для выработки требуемых управляющих воздействий. Ранжирование основных характеристик позволит сформировать шкалу порядка: МО отсутствует; МО включает в себя только служебные программы (загрузчик, драйверы, ассемблер); МО включает в себя управляющие программы пользователей.
Показатель оценки в баллах характеризует МО для дальнейшей обработки данных. Имеем следующую шкалу порядка: 1) МО отсутствуют — 0 баллов; 2) МО включает в себя только служебные программы — 1 балл; 3) МО включает в себя библиотеку стандартных программ (вычисление функций, выполнение арифметических операций с фиксированной и плавающей запятой с одинарной и двойной точностью и т.д.) — 2 балла; 4) МО включает в себя пакеты прикладных программ пользователей, в которые входят стандартные программы расчета основных механических характеристик — 4 балла; 5) МО включает в себя операционную систему — 8 баллов; 6) МО включает в себя программы построения моделей исследуемых материалов —16 баллов; 7) МО включал в себя программы анализа моделей и построения теории — 32 балла.
|
|
Приведенная методика позволяет определить основные недостатки и преимущества различных испытательных стендов, а следовательно, и пути их совершенствования. Такая методика особенно нужна при оценке вновь создаваемых технических средств испытаний материалов, так как позволяет не только дать общую характеристику уровня технических средств, но и правильно построить стратегию проектирования.