Вторая группа инструментов для тональной графики

Эта группа включает устройства, с помощью которых получают мокрую поверхность изображения, — кисть, фло­мастер, аэрограф. Применяя кисть и фломастер можно получить тональное изображение, как с помощью ретуши (полусухой штриховки), так и с помо­щью заливки и лессировки. Использова­ние аэрографа позволяет покрывать по­верхность изображения путем последо­вательного наложения тона методом набрызга. С помощью этих инструментов осваиваются такие широко распростра­ненные приемы тональной графики, Как тушевая отмывка, акварельная покраска, заливка поверхностей тушью, гуашью, темперой, типографской краской; техни­ческая покраска аэрографом.

Тональная графика в технике туше­вой отмывки, монохромной покраски акварелью

Кисти — универсальный инстру­мент, с помощью которого исполняется тональная графика в технике тушевой отмывки, работы акварелью, гуашью, темперой. Для всех перечисленных гра­фических приемов применяются одни и те же виды кистей из мягкого волоса белки или колонка. Наиболее распро­страненные круглые кисти отечествен­ного производства маркируются следую­щими цифровыми индексами:

тонкие кисти — для отмывки изоб­ражения мелких деталей и небольших поверхностей изображения — №№ 8, 9, 10, 11;

средние кисти — для отмывки изображения средних по величине и площади деталей и поверхностей изоб­ражения — №№ 15, 16, 17, 18;

толстые кисти — наиболее удобные для тушевой отмывки изображения акварелью крупных по площади деталей и поверхностей изображения - №№ 20, 21, 22, 23, 24. Следует обращать внимание на качество волосяного окончания круглых кистей. Хорошей можно считать беличью или колонковую кисть, конус которых при смачивании имеет ровную форму с ост­рым окончанием.

Требования к качеству туши:

Тушь, употребляемая в архитектур­ной графике, называется китайской пли­точной (или сухой). В настоящее время плиточная тушь, в виде прямоугольных, многогранных и круглых плиток-брикетов производится в Китае, Японии, Корее и других стра­нах Востока. Синтетические растворы китайской туши производятся в некото­рых странах Европы и продаются во флаконах. Тушь, предназначенная для заправки рапидографов, для выполне­ния технических приемов тушевой отмывки не годится. Качественная китай­ская тушь изготавливается из сухого эк­стракта красящих желез морского головоногого — каракатицы. Настоящую тушь от синтетической можно отличить по резкому запаху канифоли.

Для получения раствора плиточная сухая тушь натирается на поверхности фаянсового блюдца или стекла с добав­лением небольшого количества кипяче­ной воды. Полученный раствор глубо­кого черного цвета обязательно трижды фильтруется через марлю и вату и хра­нится в чистом стеклянном сосуде с притертой пробкой. Для получения ра­створа различной интенсивности тем­ную тушь надо разбавлять кипяченой водой в чистых сосудах. После упот­ребления плитку сухой туши необходи­мо протереть насухо. В противном слу­чае торцы тушевого брикета растрески­ваются.

Требования к качеству бумаги

Бумага, употребляемая в чертежах с использованием техники тушевой от­мывки или акварельной покраски, дол­жна быть обязательно прочной с выяв­ленной фактурой и максимально свет­лой поверхностью. Такие требования вызваны тем, что техника тушевой от­мывки исполняется с условием при­емов лессировки — многократного покрытия бумаги слабыми по интенсив­ности прозрачными слоями туши. Эф­фект лессировки построен на выявле­нии светотеневых контрастов, которые читаются лишь на светлой поверхности бумаги.

Исполнение отмывки требует иде­ально ровной поверхности, для чего влажный бумажный лист натягивается на подрамник с последующим высыха­нием и выравниванием поверхности бу­маги. Каждый слой тушевого раствора увлажняет бумагу, которая после высы­хания снова становится ровной и не мешает наложению следующего слоя.

Требования к технике тушевой от­мывки.

Подготовка рабочего места. Каче­ство любой графической работы зависит от соответствующей подготовки рабоче­го места. Для тушевой отмывки необхо­димо очистить рабочую площадь стола (стереть пыль и мелкий сор, убрать все лишние вещи). На столе оставляются: чистый лист ватмана размером в 1/4 чертежного листа (для нанесения проб­ных мазков туши), сосуд с чистой водой (для промывания кистей и устранения дефектов отмывки), флакон с натертой тушью, несколько сосудов с разными по силе тона тушевыми растворами, кусок чистой ткани и кисти. Подрамник для отмывки устанавливается в наклонном положении.

Подготовка поверхностного слоя бумаги. Прежде чем приступать к ис­полнению тушевой отмывки, следует взять чистую кисть или кусочек мягко­го поролона и промыть водой поверх­ность бумаги для очистки и увлажнения ее поверхности перед работой тушью. Следует учесть, что любая соринка, по­павшая на влажную бумагу, может испортить ее поверхность, оставить жир­ный или красящий след.

Начальная стадия тушевой отмывки. Сразу после высыхания бумаги наклады­вается первый, очень светлый по тону слой туши. Следует помнить, что при лессировке — многократном покрытии бумаги растворами туши — ровные (без пятен и подтеков) слои тона можно по­лучить лишь покрывая бумагу в начале работы светлыми растворами туши. Поверхность бумаги начинают покрывать с верхнего левого угла горизонтальным движением кисти, обильно смоченной раствором так, чтобы по нижней границе покрытой тушью полосы образовался не­большой натек. Далее зигзагообразными движениями кисти натек опускают вниз вдоль поверхности бумаги, сохраняя горизонтальное положение натека по всей ширине покрываемой раствором поверхности.Отмывка производится только по наклонной поверхности бумаги, причем интенсивность отекания раствора регу­лируется скоростью движения кисти и крутизной наклона. Когда необходимая площадь покрыта тушью, отжатой кис­тью снимается натек, образовавшийся у нижней границы покрываемой раствором поверхности и нанесенный слой туши высыхает. Необходимая сила тона получается за счет многократного нанесения слоев раствора. Таким образом достига­ется ровная поверхность отмывки, глуби­на тона которой зависит от силы и коли­чества раствора.

Стадия тушевой отмывки с градаци­ями от светлого к темному. Существует несколько приемов тушевой отмывки с изменяющимися градациями тональной светлоты. Здесь и далее даются приме­ры отмывки, градации которой изменя­ются исключительно от светлого к тем­ному.

Первый способ (размывочный) — «слоевая тушевка». В отмывке используется один раствор туши средней интенсивности тона.

Поверхность бумаги делят на одина­ковые горизонтальные полосы 2—3 см ширины. Начинают отмывку сверху, по­крывая всю поверхность бумаги, разде­ленную на полосы, равным слоем ра­створа с натеком. В нижней кромке по­крываемой раствором поверхности соби­рают натек отжатой кистью и дают бу­маге высохнуть. Следующий слой ра­створа кладут, начиная с верхней кром­ки второй полосы (пропустив первую полосу) и заканчивают отмывку так же снятием натека в нижней кромке повер­хности. Каждый следующий слой от­мывки наносится с пропуском верхних полос, учитывая что самое большое ко­личество слоев раствора приходится на нижнюю полосу. В конечном результате получается поверхность, которая после­довательно утемняется слоями сверху вниз.

Второй способ — размывочный (по сырому). Для отмывки используются несколько различных по светлоте и силе тона растворов. Для ра­боты нормально иметь три-пять разных градаций тушевого раствора. Размывоч­ный способ состоит в том, что поверх­ность отмывки покрывается светлым ра­створом с натеком, причем в последова­тельно спускаемый вниз горизонтально направленный натек постепенно добав­ляются все более темные тона тушевого раствора. Качество такого технического приема зависит от исполнения ряда пра­вил.

При отмывке размывочным спосо­бом необходимо:

1) для получения ин­тенсивного натека обильно смачивать кисть раствором, сохраняя оптимальный наклон подрамника и наклонное по от­ношению к плоскости бумаги положе­ние кисти;

2) промывать и начисто от­жимать кисть перед опусканием в сосуд с более темным тоном раствора;

3) до­бавляя в натек более темный тон ра­створа стараться не прикоснуться при этом к бумаге;

4) напитав кисть более темным то­ном раствора произвести пробный мазок на чистом листе бумаги (таким спосо­бом с конуса кисти снимается загряз­ненная пленка);

5) держать сосуды с раствором закрытыми крышкой, так как в открытых сосудах на поверхности ра­створа образуется загрязненная пылью пленка;

6) сразу убирать отжатой кис­тью натек в нижней части изобразитель­ной плоскости.

Третий способ«по сырому» (лессировка). Применя­ется для утемнения какой-либо из час­тей чертежа, для изображения воды, об­лаков, темных участков поверхности земли. Для исполнения отмывки «по сырому» поверхность чертежа увлажня­ют. Отжатой о край сосуда кистью с от­носительно темным раствором проводят по увлажненной бумаге в тех местах, которые необходимо утемнить (поверх­ности оконных и дверных проемов, тем­ные участки воды, земли, облаков). Гра­ницы утемненных участков слегка растушевываются. При использовании это­го способа отмывки необходимо помнить, что работа должна проходить только по увлажненной поверхности.

Четвертый способ«ретушь». Ретушировка характерна не только для работы в технике отмывки, но и для технических приемов с исполь­зованием карандашей с мягким грифе­лем, угля, сангины.

Суть такой графической техники со­стоит в наслоении штрихов, проведен­ных грифелем, углем, сангиной или по­лусухих мазков кистью. Разрежением или сгущением тона поверхности, по­крытой штрихами или мазками, достига­ется высветление или затемнение участ­ков изображения. В тушевой отмывке техника мелких мазков полусухой кис­тью существенно отличается тем, что работа производится мокрым материа­лом. Кисть увлажняется тушевым ра­створом, тон которого значительно свет­лее того, который требуется получить в результате работы на бумаге. Излишний раствор отжимается о край сосуда или с помощью чистой ткани до тех пор, пока кончик кисти при соприкосновении с бумагой начинает давать полусухие маз­ки-штрихи. Мазки (но не капли) нано­сят на бумагу один подле другого, следя при этом, чтобы между ними были про­межутки, и ряды мазков не сливались.

Мазками заполняется та часть изобра­жения, которую нужно утемнить. После высыхания первого слоя мазков наносят следующие слои с расчетом заполнения последующими мазками светлых проме­жутков в предыдущем слое. Чем боль­шую глубину тона необходимо получить с помощью ретуши, тем большее коли­чество штриховых слоев надо положить на поверхность бумаги. Навыки ретушировки позволяют получить поверх­ность ровного тона, плавные переходы от светлого к темному. С помощью ре­туши исправляются пятна, резкие пере­ходы в некачественной отмывке, особен­но необходимые в тех случаях, когда плохое качество бумаги не позволяет использовать графические приемы ту­шевой лессировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: