Тональная и воздушная перспектива

Еще одним выразительным средством для передачи пространства в фотографии является тональная перспектива. Человек, воспринимая пространственную удаленность предметов, воспринимает не только масштабные изменения в удаленных предметов, но и замечает, что пространство наполнено воздухом: средой, никогда не бывающей оптически абсолютно прозрачной. Толщина воздушного слоя, степень его прозрачности — вещи переменные и зависят от множества факторов.

Подобно линейной перспективе, тональная перспектива тоже обладает рядом закономерностей, передающих ощущение глубины пространства, его пространственной протяженности. Эти закономерности создания пространственной глубины давно используются в живописи, кинематографе и фотографии — во всех видах искусств, где приходится на картинной плоскости, имеющей всего два измерения, передавать почти полноценную иллюзию пространственной протяженности объектов съемки. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» достаточно полно указал основные закономерности тональной перспективы:

• по мере удаленности предметов от наблюдателя теряется четкость и ясность очертаний предметов;

• при удалении предметов в глубину пространства уменьшается насыщенность цветов, чем дальше от наблюдателя, тем более разбеленными получаются цветные оттенки объектов;

• наиболее удаленные от наблюдателя объекты кажутся более светлыми, чем те, которые находятся в непосредственной близости от наблюдателя;

• светотеневой контраст предметов съемки по мере удаления от наблюдателя снижается.

Фото 7.


Для начала давайте задумаемся о том пространстве, в котором мы с вами находимся и которое воспроизводим на снимках. Это пространство всегда наполнено воздухом, дующие ветры могут добавить в него мельчайшие частицы пыли, дожди и испарение воды с поверхности земли насыщают этот пространство влагой, да и человек вносит «посильную лепту» — промышленные, транспортные и прочие технологические выбросы добавляют в него сажу и копоть. Получается, что пространство между разноудаленными предметами съемки далеко не так прозрачно, как нам кажется. Воздушная среда, содержащая в себе различные взвеси, будет качественно влиять на объекты, достаточно удаленные от нас.

Воздушная перспектива. Ее проявление связано с тем, что даже в совершенно прозрачном воздухе лучи света рассеиваются молекулами воздуха (молекулярная дымка). Причем большее рассеивание происходит в коротковолновой части видимого спектра, поэтому воздушное пространство имеет голубоватую окраску. Очень хорошо это заметно на следующем снимке (фото7).

Фото 8.


Уходящий в глубину пространства ряд холмов явно окрашивается в голубоватый оттенок, что особенно хорошо заметно в теневых участках изображения. Говорить о воздействии человека здесь не приходится — перед нами остров Врангеля, девственно чистый уголок первозданной природы. Только естественные причины рассеяния света молекулами воздуха могут вызвать подобную окраску глубины пространства. По мере удаления объектов съемки в глубину мы замечаем также и изменение контраста светотени — светящаяся воздушная среда, безусловно, снижает этот контраст за счет многократного отражения лучей света в толще воздушной массы. Очертания предметов приобретают обобщенный, не детализированный характер, индивидуальные подробности сглаживаются, обобщаются. Такая воздушная дымка встречается в местах, где воздух сух, чист и прозрачен.

Воздушно-капельная (водяная) дымка. Ее возникновение связано с наличием в воздухе помимо молекулярной дымки еще и относительно крупных молекул воды. Эти молекулы гораздо крупнее молекул воздуха и, в силу этой особенности, рассеивают все лучи спектра. Эта дымка в природе очень распространена и очень часто встречается на снимках фотолюбителей. Особенность этой дымки в том, что она может сильно изменять насыщенность цвета, вплоть до полного его исчезновения. На снимке (фото 8) эта дымка в форме тумана полностью скрадывает цвет объектов дальнего плана, и все изображение становится похожим на монохромную фотографию. В зависимости от плотности водяной среды мы можем наблюдать большую или меньшую передачу глубины пространства средствами тонального разделения пространства. Зачастую дымка распространена в пространстве неравномерно, вертикальными слоями.

Образование такой дымки сильно зависит от времени года и погоды, а пространство будет передаваться в некоторой степени лишенным глубины (фото9). Как видно на примере этих двух снимков, концентрация влаги в воздухе может быть различна, и соответственно различен результат передачи пространства: чем насыщеннее влагой воздух, тем заметнее деление разноудаленных предметов в пространстве по тону и цвету, вплоть до полного исчезновения цветной составляющей.

Фото 9.
 


Водная дымка может распространяться в пространстве неоднородно и в горизонтальном направлении: слоями, пятнами, может висеть над поверхностью земли или воды (фото 10). В этом случае она выступает вместе с линейной перспективой, значительно ее усиливая, добавляя в линейную перспективу тональную составляющую. Выразительность таких снимков усиливается многократно.

Зимой водяная дымка встречается в форме изморози. Мельчайшие частицы влаги, замерзая, превратившись в кристаллики льда, тоже очень хорошо рассеивают лучи света. Такая дымка встречается в ясный морозный день, и лучи света, многократно преломившись и отразившись от мельчайших кристалликов льда, накладываются на пространственно удаленные объекты по законам тональной перспективы (фото 11).

Фото 10.


Такое явление встречается не так редко, но, как правило, фотографы предпочитают в такую погоду оставаться в более комфортных условиях. Зимой также может встретиться водная кристаллическая дымка и при другой погоде: сильный ветер поднимает мельчайшие частицы снега и льда. Они, двигаясь в воздухе, сильно рассеивая лучи света, тоже создают воздушную дымку, но сильно ограничивая глубину пространства. Плотность и прозрачность такой дымки может очень колебаться в зависимости от силы ветра. Снегопад, если хотите, еще одна разновидность водной дымки, также подчеркивающий различную удаленность объектов съемки друг от друга, передающий глубину пространства средствами тональной перспективы.

Фото 11.


Воздушно-пылевая дымка. Эта дымка образована мельчайшими частицами почвы, поднятыми с поверхности земли ветром и восходящими воздушными потоками (фото12). Плотность этой дымки может колебаться в горизонтальном направлении, создавая разные по прозрачности слои, в силу того, что более крупные частицы взвеси будут стремиться опуститься на землю.

В зависимости от географического положения и состава почвы цвет этой дымки может колебаться от грязно-серого до бурого. Эта природная дымка почти не встречается в местах с большими открытыми пространствами воды и там, где большую поверхность земли занимают лесные массивы. Но достаточно по пыльной дороге проехать автомашине — и вот она, лови свою тональную перспективу...

Искусственная дымка. Чаще всего образована различной смесью инородных частиц, висящих в воздухе. Это могут быть промышленные выбросы газов и частицы сажи, выбросы в атмосферу каких-либо твердых частиц «производственного» цикла предприятий. Цвет сильно зависит от состава смеси частиц. В городе часто встречается серого цвета — смог.
Дымка достаточно плотная и хорошо воспроизводится на снимке. Примером может служить фотография (фото 13), где пыль и дым от стреляющих орудий создают плотную завесу. Деление на планы зависит от плотности дымки и ее протяженности в глубину.

Фото 12.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: