Типы сервисов Интернета. Все прикладные сервисы сети Интернет можно разделить на три группы - интерактивные, прямого обращения и отложенного чтения.
К группе интерактивных сервисов относятся такие, где требуется Iнемедленная реакция от получателя информации, т.е. получаемая информация, в сущности, является запросом.
Сервисы прямого обращения характеризуются тем, что информация по запросу возвращается немедленно.
Наиболее распространенными являются сервисы отложенного I чтения, например электронная почта. Для них основным признаком служит та особенность, что запрос и получение информации могут быть достаточно заметно разделены во времени (это определяется актуальностью информации на момент ее получения). Сервисы отложенного чтения наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам ЭВМ и линиям связи.
Существует и другой подход к делению услуг, предоставляемых сетью Интернет. Они делятся на две категории: услуги по обмену информацией между абонентами сети и услуги, связанные с использованием баз данных сети. Все эти сервисы относятся к сервисам верхнего уровня стека TCP/IP. Они в наибольшей степени интересуют пользователей, поскольку осуществляют и контролируют те функции, ради которых используется Интернет и благодаря которым эта сеть стала удобным, дружественным и многофункциональным средством общения.
Рассмотрим наиболее распространенные услуги сети
Электронная почта (e-mail). К числу наиболее популярных прикладных сервисов Интернета принадлежит электронная почта (ЭП). Эффективность, простота использования и скорость (E-mail сообщения могут передаваться и достигать адресата через весь земной шар за считанные минуты) сделали этот сервис наиболее распространенным.
В настоящее время предлагается множество различных пакетов программ для организации системы ЭП, в том числе в локальных сетях. Если ЛКС через шлюз связана с сетью более высокого уровня, что практически повсеместно, то можно пользоваться услугами ЭП в более широком масштабе. Наиболее распространенными системами ЭП являются Microsoft Mail, Microsoft Exchange, Lotus cc: Mail. В качестве основного протокола работы с ЭП используется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - простой протокол передачи почты) - протокол прикладного уровня. Он обеспечивает достоверную и надежную передачу сообщений между произвольными узлами сети Интернет.
SMTP-протокол в своей работе использует TCP как транспортный протокол.
Любое почтовое сообщение состоит из конверта (заголовка) сообщения и тела сообщения. Конверт содержит информацию, необходимую для доставки и обработки сообщения. Тело сообщения содержит информацию, которую отправитель передает получателю. Структура конверта обычно определяется локальным почтовым программным обеспечением. В конверте содержится информация о структуре и составе передаваемых данных, дате формирования сообщения, имени и адресе отправителя, имени и адресе получателя (или группы получателей), теме сообщения и др.
Система электронной почты в Интернете универсальна: сети, построенные на совершенно разных принципах и протоколах, могут обмениваться электронными письмами с Интернетом, получая тем самым доступ к другим ресурсам сети.
Практически все сервисы Интернета, использующиеся обычно как сервисы прямого доступа (on-line), имеют интерфейс к электронной почте. Поэтому если пользователь не располагает доступом к Интернету в режиме on-line, он может получить большую часть информации, хранящейся в этой сети, посредством дешевой электронной почты.
В Интернете есть возможность отправки как текстовых, так и двоичных файлов. На размер почтового сообщения в сети накладывается ограничение: он не должен превышать 64 Кбайт.
Скорость доставки электронных писем сильно зависит от используемого механизма передачи. В Интернете существуют два механизма передачи. Первый основан на протоколе UUCP (UNIX-to-UNIX Copy Protocol - протокол пакетного режима передачи) и реализует пакетный режим передачи off-line, характерный для дейтаграммных сетей. Письмо передается по сети от узла к узлу программами Sendmail, и возможны задержки в каждом узле.
Основной (второй) механизм передачи базируется на протоколе SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - протокол электронной почты) семейства протоколов TCP/IP в сети коммутации пакетов. Он реализует передачу почты в режиме on-line: на время передачи между отправителем и получателем создается виртуальный канал, и письмо пересылается в течение нескольких секунд, при этом вероятность потери или подмены письма минимальна.
Система новостей UseNet (телеконференции). Это второй по распространенности сервис Интернета, представляющий собой распределенную систему ведения дискуссий, механизм распространения сетевых новостей. Эта система обеспечивает ведение дискуссий (телеконференций) по выбранной теме, осуществляет фильтрацию статей по ключевым словам, тиражирование и рассылку подписчикам ста- тлей. В отличие от электронной почты в системе новостей необходимо централизованное хранение статей на UseNet-серверах, так как к банку статей должны иметь доступ все пользователи сети, подсоединенные к этому серверу.
Система UseNet работает по протоколу прикладного уровня NNTP (Network News Transport Protocol - протокол передачи новостей). Он работает поверх транспортного протокола TCP/IP и используется для обеспечения связи между серверами, работающими с программным обеспечением UseNet, и следовательно, взаимодействия участников дискуссий по модели «клиент - сервер». В первое время для передачи пакетов новостей (как и для передачи электронной почты) использовался протокол UUCP (Unix-to-Unix Copy). Он применяется и сейчас, но энергично вытесняется более быстрым и гибким протоколом NNTP.
В системе телеконференций (ТК) принцип электронной почты получил дальнейшее развитие. Если в системе ЭП сообщения адресуются «один к одному» и каждому пользователю предоставляется индивидуальный «почтовый ящик», то в системе ТК адресация осуществляется по принципу «один ко всем» и на всех участников ТК выделяется один ящик.
Механизм распространения сетевых новостей достаточно прост: каждый узел сети, получивший новое сообщение, передает его тем узлам, с которыми он обменивается новостями. Следовательно, посланное пользователем сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за короткие сроки всех участников телеконференций UseNet во всем мире.
Новости разделены по иерархически организованным тематическим группам. Часто темы пресекаются, и многие статьи отправляются сразу в несколько конференций.
В число основных иерархий конференций, составляющих «большую семерку» и присутствующих на всех крупных системах сети ТК UseNet, входят:
• сотр - конференции по вопросам, связанным с компьютерами и
программированием;
• misc - темы, не входящие ни в один из основных классов или
относящиеся сразу к нескольким;
• news - вопросы по программам обмена новостями и развитию
системы телеконференции;
• гее - вопросы на темы отдыха, хобби, увлечений;
• sci - конференции для дискуссий и обмена опытом по различным
научным дисциплинам;
• soc - вопросы общественной жизни;
• talk - конференции, ориентированные на обсуждение спорных
вопросов по любой тематике.
Любой компьютер, полноценно подключенный к Интернету, имеет доступ к новостям UseNet, однако новости UseNet распространяются и по другим сетям.
Почтовые списки. Иначе они называются списками рассылки (Mailing Listc). Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий только через электронную почту. Это очень простой и полезный сервис. Идея его организации заключается в следующем: в сети выделяется адрес электронной почты, который является общим адресом многих пользователей-подписчиков определенного списка рассылки. Каждый список рассылки посвящается какой-то конкретной теме. Пользователи-подписчики могут посылать свои сообщения по общему адресу, и тогда эти сообщения рассылаются всем, кто подписался на данный список рассылки. Имеются общедоступные почтовые списки, а некоторые списки имеют ограничения на участие в них.
По своим задачам, которые призван решать такой сервис, почтовые списки похожи на сетевые новости UseNet (телеконференции). Однако имеются и существенные отличия. Основные из них:
• статьи в сетевых новостях по прошествии определенного времени стираются и становятся недоступны, а сообщения, распространяемые по электронной почте по списку рассылки, всегда будут прочитаны подписчиком, дождавшись его в почтовом ящике;
• списки рассылки более управляемы и конфиденциальны, так как
администратор списка контролирует набор подписчиков и следит за
содержанием сообщений. Каждый список рассылки ведется какой-то
организацией, которая обладает полным контролем над ним. В системе UseNet сетевые новости никому не принадлежат и потому менее управляемы;
• для работы со списком рассылки обычно достаточно доступа к
электронной почте, подписчиками могут быть пользователи, не имеющие доступа к новостям UseNet;
• передача сообщений по спискам рассылки может осуществляться быстрее, так как они передаются абонентам напрямую, а не по цепочке между серверами UseNet.
Списки рассылки создаются организациями для оповещения своих клиентов, пользователей своей продукции и вообще лиц, заинтересованных в выпуске новых продуктов или передаче новостей компании. Они требуются также, когда обсуждается какой-то вопрос, интересующий слишком малый круг людей, чтобы заводить для него отдельную группу в новостях UseNet.
Передача файлов. Это один из первых широко используемых сервисов Интернета, в основе которого лежит протокол передачи файлов FTP (File Transfer Protocol), обеспечивающий доступ к файлам в файловых архивах. FTP - это стандартная программа, работающая по протоколу TCP. Она обеспечивает передачу файлов между компьютерами, взаимодействующими в сетях TCP/IP: на одном из них работает программа-сервер, а на другом пользователь запускает программу - клиент, которая соединяется с сервером и передает или получает по протоколу FTP-файлы.
FTP - сервис прямого доступа, требующий подключения компьютера в сеть Интернет. Однако возможен доступ и через электронную почту, для чего имеются серверы, которые по запросу могут прислать по электронной почте запрашиваемые файлы. При этом запрос может довольно долго ожидать своей очереди. Есть и другое неудобство: большие файлы при отсылке делятся сервером на части ограниченного размера, посылаемые отдельными письмами; в случае потери хотя бы одного письма остальные принятые письма, принадлежащие запрашиваемому файлу, окажутся ненужными.
Системы автоматизированного поиска информации в сети Интернет. Компании всего мира широко используют сеть Интернет - эту всемирную информационную супермагистраль для поиска и получения информации практически любого вида. В сети Интернет имеются тысячи баз данных и десятки навигационных систем. Для облегчения и ускорения поиска необходимой информации используются вспомогательные программы, интегрированные в структуру Интернета и
составляющие ядро автоматизированных систем поиска и получения информации.
Сеть Интернет работает с тремя системами поиска информации -Gopher, Wais и WWW, главная из них WWW.
Система Gopher - система пересылки файлов. Это достаточно известное и распространенное средство поиска информации в сети Интернет, позволяющее находить информацию по ключевым словам и фразам.
Система Wais - это информационная система широкого профиля, представляющая собой комплекс программ, предназначенных для индексирования больших объемов неструктурированной (как правило, просто текстовой) информации, поиска по таким материалам и извлечения из них запрашиваемых данных.
Система WWW (World Wide Web - всемирная информационная сеть). В качестве основного протокола системой WWW используется
гой. Большинство современных программ просмотра обеспечивают доступ не только к страницам Web-серверов (или к Web-страницам), но и включают возможности обработки электронной почты, телеконференций Usenet, позволяют работать с сервисом FTP, Gopher и др. В программы просмотра встраиваются редакторы Web-страниц.
Подготовка гипермедиа-документов осуществляется на языке HTML (Hyper Text Markup Language - язык описания гипертекстовых документов). HTML - это язык
Поисковые серверы (search engune) - это специальное программное обеспечение, которое, автоматически просматривая все ресурсы сети Интернет, может найти запрашиваемые ресурсы и проиндексировать их содержание. Пользователь передает поисковому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую его тему.
Каталоги Интернета - средства хранения тематически систематизированных коллекций ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы WWW.