Тема 7.3. Программные средства доступа в сеть. Браузеры, почтовые программы

Типы сервисов Интернета. Все прикладные сервисы сети Интернет можно разделить на три группы - интерактивные, прямого обра­щения и отложенного чтения.

К группе интерактивных сервисов относятся такие, где требуется Iнемедленная реакция от получателя информации, т.е. получаемая информация, в сущности, является запросом.

Сервисы прямого обращения характеризуются тем, что информация по запросу возвращается немедленно.

Наиболее распространенными являются сервисы отложенного I чтения, например электронная почта. Для них основным признаком служит та особенность, что запрос и получение информации могут быть достаточно заметно разделены во времени (это определяется актуальностью информации на момент ее получения). Сервисы отло­женного чтения наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам ЭВМ и линиям связи.

Существует и другой подход к делению услуг, предоставляемых сетью Интернет. Они делятся на две категории: услуги по обмену ин­формацией между абонентами сети и услуги, связанные с использова­нием баз данных сети. Все эти сервисы относятся к сервисам верхнего уровня стека TCP/IP. Они в наибольшей степени интересуют пользова­телей, поскольку осуществляют и контролируют те функции, ради которых используется Интернет и благодаря которым эта сеть стала удоб­ным, дружественным и многофункциональным средством общения.

Рассмотрим наиболее распространенные услуги сети

Электронная почта (e-mail). К числу наиболее популярных приклад­ных сервисов Интернета принадлежит электронная почта (ЭП). Эффек­тивность, простота использования и скорость (E-mail сообщения могут передаваться и достигать адресата через весь земной шар за считанные минуты) сделали этот сервис наиболее распространенным.

В настоящее время предлагается множество различных пакетов программ для организации системы ЭП, в том числе в локальных се­тях. Если ЛКС через шлюз связана с сетью более высокого уровня, что практически повсеместно, то можно пользоваться услугами ЭП в более широком масштабе. Наиболее распространенными системами ЭП являются Microsoft Mail, Microsoft Exchange, Lotus cc: Mail. В качестве основного протокола работы с ЭП используется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - простой протокол передачи почты) - прото­кол прикладного уровня. Он обеспечивает достоверную и надежную передачу сообщений между произвольными узлами сети Интернет.

SMTP-протокол в своей работе использует TCP как транспортный протокол.

Любое почтовое сообщение состоит из конверта (заголовка) сооб­щения и тела сообщения. Конверт содержит информацию, необходи­мую для доставки и обработки сообщения. Тело сообщения содержит информацию, которую отправитель передает получателю. Структура конверта обычно определяется локальным почтовым программным обеспечением. В конверте содержится информация о структуре и со­ставе передаваемых данных, дате формирования сообщения, имени и адресе отправителя, имени и адресе получателя (или группы получа­телей), теме сообщения и др.

Система электронной почты в Интернете универсальна: сети, по­строенные на совершенно разных принципах и протоколах, могут об­мениваться электронными письмами с Интернетом, получая тем са­мым доступ к другим ресурсам сети.

Практически все сервисы Интернета, использующиеся обычно как сервисы прямого доступа (on-line), имеют интерфейс к электронной по­чте. Поэтому если пользователь не располагает доступом к Интернету в режиме on-line, он может получить большую часть информации, хра­нящейся в этой сети, посредством дешевой электронной почты.

В Интернете есть возможность отправки как текстовых, так и дво­ичных файлов. На размер почтового сообщения в сети накладывает­ся ограничение: он не должен превышать 64 Кбайт.

Скорость доставки электронных писем сильно зависит от исполь­зуемого механизма передачи. В Интернете существуют два механиз­ма передачи. Первый основан на протоколе UUCP (UNIX-to-UNIX Copy Protocol - протокол пакетного режима передачи) и реализует пакетный режим передачи off-line, характерный для дейтаграммных сетей. Письмо передается по сети от узла к узлу программами Sendmail, и возможны задержки в каждом узле.

Основной (второй) механизм передачи базируется на про­токоле SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - протокол электронной почты) семейства протоколов TCP/IP в сети коммутации пакетов. Он реализует передачу почты в режиме on-line: на время передачи между отправителем и получателем создается виртуальный канал, и письмо пересылается в течение нескольких секунд, при этом вероятность по­тери или подмены письма минимальна.

Система новостей UseNet (телеконференции). Это второй по рас­пространенности сервис Интернета, представляющий собой распре­деленную систему ведения дискуссий, механизм распространения се­тевых новостей. Эта система обеспечивает ведение дискуссий (теле­конференций) по выбранной теме, осуществляет фильтрацию статей по ключевым словам, тиражирование и рассылку подписчикам ста- тлей. В отличие от электронной почты в системе новостей необходимо централизованное хранение статей на UseNet-серверах, так как к бан­ку статей должны иметь доступ все пользователи сети, подсоединен­ные к этому серверу.

Система UseNet работает по протоколу прикладного уровня NNTP (Network News Transport Protocol - протокол передачи новостей). Он работает поверх транспортного протокола TCP/IP и используется для обеспечения связи между серверами, работающими с программным обеспечением UseNet, и следовательно, взаимодействия участников дискуссий по модели «клиент - сервер». В первое время для передачи пакетов новостей (как и для передачи электронной почты) использо­вался протокол UUCP (Unix-to-Unix Copy). Он применяется и сейчас, но энергично вытесняется более быстрым и гибким протоколом NNTP.

В системе телеконференций (ТК) принцип электронной почты по­лучил дальнейшее развитие. Если в системе ЭП сообщения адресуют­ся «один к одному» и каждому пользователю предоставляется инди­видуальный «почтовый ящик», то в системе ТК адресация осуществ­ляется по принципу «один ко всем» и на всех участников ТК выделяется один ящик.

Механизм распространения сетевых новостей достаточно прост: каждый узел сети, получивший новое сообщение, передает его тем узлам, с которыми он обменивается новостями. Следовательно, по­сланное пользователем сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за короткие сроки всех участников те­леконференций UseNet во всем мире.

Новости разделены по иерархически организованным тематичес­ким группам. Часто темы пресекаются, и многие статьи отправляются сразу в не­сколько конференций.

В число основных иерархий конференций, составляющих «боль­шую семерку» и присутствующих на всех крупных системах сети ТК UseNet, входят:

сотр - конференции по вопросам, связанным с компьютерами и
программированием;

misc - темы, не входящие ни в один из основных классов или
относящиеся сразу к нескольким;

news - вопросы по программам обмена новостями и развитию
системы телеконференции;

гее - вопросы на темы отдыха, хобби, увлечений;

sci - конференции для дискуссий и обмена опытом по различным
научным дисциплинам;

soc - вопросы общественной жизни;

talk - конференции, ориентированные на обсуждение спорных
вопросов по любой тематике.

Любой компьютер, полноценно подключенный к Интернету, име­ет доступ к новостям UseNet, однако новости UseNet распространя­ются и по другим сетям.

Почтовые списки. Иначе они называются списками рассылки (Mailing Listc). Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий только через электронную почту. Это очень простой и полезный сервис. Идея его организации заключается в следующем: в сети выделяется адрес электронной почты, который является общим адресом многих пользо­вателей-подписчиков определенного списка рассылки. Каждый спи­сок рассылки посвящается какой-то конкретной теме. Пользователи-подписчики могут посылать свои сообщения по общему адресу, и тог­да эти сообщения рассылаются всем, кто подписался на данный список рассылки. Имеются общедоступные почтовые списки, а некоторые списки имеют ограничения на участие в них.

По своим задачам, которые призван решать такой сервис, почто­вые списки похожи на сетевые новости UseNet (телеконференции). Однако имеются и существенные отличия. Основные из них:

• статьи в сетевых новостях по прошествии определенного време­ни стираются и становятся недоступны, а сообщения, распространяемые по электронной почте по списку рассылки, всегда будут прочита­ны подписчиком, дождавшись его в почтовом ящике;

• списки рассылки более управляемы и конфиденциальны, так как
администратор списка контролирует набор подписчиков и следит за
содержанием сообщений. Каждый список рассылки ведется какой-то
организацией, которая обладает полным контролем над ним. В систе­ме UseNet сетевые новости никому не принадлежат и потому менее управляемы;

• для работы со списком рассылки обычно достаточно доступа к
электронной почте, подписчиками могут быть пользователи, не имеющие доступа к новостям UseNet;

• передача сообщений по спискам рассылки может осуществляться быстрее, так как они передаются абонентам напрямую, а не по це­почке между серверами UseNet.

Списки рассылки создаются организациями для оповещения сво­их клиентов, пользователей своей продукции и вообще лиц, заинтере­сованных в выпуске новых продуктов или передаче новостей компа­нии. Они требуются также, когда обсуждается какой-то вопрос, инте­ресующий слишком малый круг людей, чтобы заводить для него отдельную группу в новостях UseNet.

Передача файлов. Это один из первых широко используемых сер­висов Интернета, в основе которого лежит протокол передачи фай­лов FTP (File Transfer Protocol), обеспечивающий доступ к файлам в файловых архивах. FTP - это стандартная программа, работающая по протоколу TCP. Она обеспечивает передачу файлов между компь­ютерами, взаимодействующими в сетях TCP/IP: на одном из них ра­ботает программа-сервер, а на другом пользователь запускает программу - клиент, которая соединяется с сервером и передает или полу­чает по протоколу FTP-файлы.

FTP - сервис прямого доступа, требующий подключения компью­тера в сеть Интернет. Однако возможен доступ и через электронную почту, для чего имеются серверы, которые по запросу могут прислать по электронной почте запрашиваемые файлы. При этом запрос может довольно долго ожидать своей очереди. Есть и другое неудобство: большие файлы при отсылке делятся сервером на части ограниченно­го размера, посылаемые отдельными письмами; в случае потери хотя бы одного письма остальные принятые письма, принадлежащие зап­рашиваемому файлу, окажутся ненужными.

Системы автоматизированного поиска информации в сети Интер­нет. Компании всего мира широко используют сеть Интернет - эту всемирную информационную супермагистраль для поиска и получе­ния информации практически любого вида. В сети Интернет имеются тысячи баз данных и десятки навигационных систем. Для облегчения и ускорения поиска необходимой информации используются вспомо­гательные программы, интегрированные в структуру Интернета и

составляющие ядро автоматизированных систем поиска и получения информации.

Сеть Интернет работает с тремя системами поиска информации -Gopher, Wais и WWW, главная из них WWW.

Система Gopher - система пересылки файлов. Это достаточно известное и распространенное средство поиска информации в сети Интернет, позволяющее находить информацию по ключевым словам и фразам.

Система Wais - это информационная система широкого профиля, представляющая собой комплекс программ, предназначенных для индексирования больших объемов неструктурированной (как прави­ло, просто текстовой) информации, поиска по таким материалам и извлечения из них запрашиваемых данных.

Система WWW (World Wide Web - всемирная информационная сеть). В качестве основного протокола системой WWW используется

гой. Большинство современных программ просмотра обеспечивают доступ не только к страницам Web-серверов (или к Web-страницам), но и включают возможности обработки электронной почты, телекон­ференций Usenet, позволяют работать с сервисом FTP, Gopher и др. В программы просмотра встраиваются редакторы Web-страниц.

Подготовка гипермедиа-документов осуществляется на языке HTML (Hyper Text Markup Language - язык описания гипертексто­вых документов). HTML - это язык

Поисковые серверы (search engune) - это специальное программное обеспечение, которое, автоматически просматривая все ресурсы сети Интернет, может найти запрашиваемые ресурсы и проиндексировать их содержание. Пользователь передает поисковому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую его тему.

Каталоги Интернета - средства хранения тематически система­тизированных коллекций ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы WWW.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: