Эскизирование (Творческий поиск)

Этап творческого поиска — центральное звено процесса архи­тектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного ре­шения основывается прежде всего на информации, полученной в ходе разработки программы-задания и отбора исходных идей.

Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве ис­ходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клаузура), эскиза-идеи, эскизных вариантов.

Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении сво­его отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необхо­димо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрываю­щая концепцию или образную характеристику сооружения в окру­жающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы.

В зависимости от истоков замысла на листе фиксируются преж­де всего бесспорные, обязательные к исполнению элементы проекта: конструкции (если точно известен материал строительства); функционально-планировочная схема (если есть определенность в образе жизни будущих жильцов и техническом оснащении дома); структура социальных пространств (если можно предвидеть индивидуальные и групповые предпочтения каждого члена семьи, степень социальной открытости дома); внешний вид здания (если сложились определенные представления о форме сооружения, рисунке фасадов и деталей); расположение здания на участке (если существуют индивидуальные особенности рельефа, конкретные деревья, соседние объекты, специфика микроклимата и предпочтения в ориентации здания); капитальные стены существующей постройки (если речь идет о реконструкции); технологическая схема использования солнечной энергии, теплицы, отопления с вытекающими из этого ограничениями для каждого сооружения.

Клаузура должна быть выполнена быстро, но в графике, поня­тной другим людям. Рисунки следует снабдить пояснительными подписями.

Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследователь­ский и собственно творческий процесс; на основе критической оцен­ки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, форми­руются предложения по дальнейшему развитию темы. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблем­ную ситуацию.

Проблемы возникают при столкновении первичной идеи с ос­тальными компонентами программы-задания. Уяснение проблемы ограничивает сферу поисков, при этом внимание становится направ­ленным, а поиск—избирательным. Эскиз-идея выполняется в гра­фических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются ло­гическому анализу.

При поиске эскиза-идеи применяют метод случайного перебора вариантов поиска компромиссов, неизбежных при столкновении первоначального замысла с другими условиями. Однако это не означает системный перебор требований программы-задания, так как подобная операция может привести к потере творческого вдохнове­ния и путанице в мелочах. Ключевыми факторами при разработке эскиз-идеи служат исходные данные для проектирования.

Разбор клаузуры можно проводить самостоятельно или вынести ее на благожелательное обсуждение, при этом ставятся вопросы и сразу же ищутся возможные ответы: а как разместить здание на участке? какие материалы можно использовать для стен, пере­крытий, кровли? как решаются отопление и вентиляция? как обеспечить комфортные условия для всех членов семьи? что бу­дет с домом через 10...20 лет, нужно ли подумать о будущих пристройках? откуда будет восприниматься дом и где устроить глав­ный фасад? нравится ли образ дома, цвет, пропорции, масштаб, соотношение частей, величина окон, орнамент, другие украшения? какие экономические ограничения следует принять во внимание? на какие этапы можно разбить строительство дома?

Завершение эскиза происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего. Уточнения и изменения ведутся в рамках выбранной принципиальной схемы. Цель фазы — добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии с окружающей средой.

Доработка эскиза — сложный творческий процесс развития ра­бочей гипотезы, выраженной в эскиз-идеи; ведется в масштабах эскиза «наложением кальки на кальку». На этой стадии одно пред­ложение сменяется другим, возникают новые образы и ассоциации на основе повторного анализа исходных данных и освоения инфор­мации, связанной с выбранной проблемой.

В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оцен­ки ситуации и состояния объекта, маловероятные решения отбрасы­ваются, отдельные элементы и предложения исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи.

Для того чтобы убедиться в том, что ваше решение единственно правильное, предлагается проделать и оценить следующие манипу­ляции: попробовать переставить и перегруппировать комнаты; изменить место входа в дом; поменять ориентацию дома относительно солнца; изменить высоту помещений и пропорции фасада, форму и вынос крыши; □ увеличить размеры или количество оконных проемов, выделить главное окно, эркер; максимально использовать пространство лестницы и промежуточные площадки; представить (и нарисовать), как будет выглядеть ваш дом ночью (проверка силуэта здания); □ попробовать изобразить планировочное решение в очень маленьком масштабе (на спичечном коробке) для проверки ясности его структуры.

Этап творческой разработки — длительная стадия собственно проектирования — начинается с анализа, развития и углубления эскизного предложения. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб требует детализации, уточ­нения и привлечения дополнительной научной и технической инфор­мации. Планы этажей, фасад, разрез изображаются в масштабе 1:100 или 1:50, при этом уточняются толщина стен, размеры окон­ных и дверных проемов.

Планы здания вычерчиваются на основе модульной сетки координационных осей. Расстояние между осями должно быть кратно 60 см, что даст возможность использовать индустриальные кон­струкции. Затем тонкими линиями указывается толщина наружных и внутренних стен, которая будет различной в зависимости от ма­териала и требований теплоизоляции. Для первого приближения наружные каменные стены принимают толщиной 50 см, а внутрен­ние — 40 см. Осевые линии внутренних несущих стен должны совпадать с линией модульной координационной сетки. Наружные стены привязываются к координационным осям со смещением: 20 см во внутрь и 30 см наружу от оси. Перегородки и ненесущие стены нет необходимости привязывать к модульной сетке. Толщина перегоро­док зависит от материала. На этом этапе проектирования толщину перегородок можно принять 10... 15 см. Наружные двери должны открываться на улицу, а двери внутри помещений не должны заде­вать друг друга при открывании. Лестница показывается в виде ступеней шириной 30 см для крыльца и 20 см для внутренней лест­ницы на второй этаж. Ширина внутренней лестницы 90 см. Ширина дверей не менее 70 см для подсобных помещений и 80... 100 см для комнат.

Для того чтобы проверить удобство комнат, на планах разме­щают функциональные группы мебели и оборудование в принятом масштабе.

Разрез здания вычерчивают, начиная с осевых линий стен и опор. Плоскость разреза должна быть расположена так, чтобы создавалось полное представление о конструктивной схеме и характерных частях здания: через вход, лестницу, главную комнату, летние помещения, через окна и двери (а не через простенки). Прежде всего устанавливают уровень пола первого этажа, который должен быть выше уровня земли не менее чем на 15 см (отклонение от этого требования связано с устройством дополнительной гидроизоляции), глубину заложения фундамента (для каменных зданий с подвалом — не выше уровня промерзания грунта), высоту отмостки. Назначают высоту помещений первого этажа и толщину междуэтажного перекрытия. Плоское перекрытие из дерева или бетона с устройством пола будет толщиной 20...30 см. Высота второго или мансардного этажа часто определяется характером кровли. Толщина плоской кровли из железобетона со слоем утеплителя 30...50 см, толщина чердачного перекрытия около 25 см, стропильные конструкции из бруса или досок будут толщиной около 20 см.

Фасад здания вычерчивают на основе планов и разреза, однако в процессе проектирования все три проекции постоянно уточняются, разработка ведется методом уступок и приближений. Необходимо предусмотреть все связи дома с внешней средой, упорядочить расположение окон и дверей, увязать взаимодействие внутренней и внешней структур здания, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, внешний вид.

Для улучшения наглядности эскиза фасад рекомендуется по­красить или отмыть. При изображении фасада необходимо сначала выделить основные отношения светлого и темного, дальнего и ближ­него планов. Плоскости стен, расположенных дальше от зрителя, показывают более темными; детали переднего плана — самыми яр­кими; падающие тени показываются темнее, чем собственные, узкие тени — интенсивнее широких.

На стадии эскиза все чертежи должны быть снабжены цепочка­ми наружных и внутренних размеров, подсчитаны площади поме­щений; на разрезе нанесены размеры и отметки. Чертежи сопро­вождаются экспликациями состава помещений и необходимыми подписями.

Грамотно выполненный эскиз является основанием для выпол­нения рабочих чертежей в проектной организации или основанием для договора со строителями. Следующей стадией персональной разработки проекта является объемное моделирование.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает программа-задание?

2. Какие методы поиска новых решений преобладают в творческом процессе архитектора?

3. Охарактеризуйте основные этапы творческого поиска.

Литература:

1. Крашенинников А.В. Придумай свой дом. - М.: Высшая школа, 1993.

2. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектуры. - М.: Стройиздат – 1985.

3. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Архитектура – С, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: