Русские посиделки

Русское народное искусство изучается в начальной и средней школе. Здесь не обойтись без синтеза искусств: фольклора, народной музыки и танца. В Древней Руси на такие праздники собирался весь народ.

Заранее подбирается материал: поговорки, шутки, заговоры, народные песни, шутки и фонограммы народной музыки, исполняемой на разных инструментах: балалайке, жалейке, дудочке, гармонике. Записываются шумы деревенской улицы: крик петуха, лай собаки, скрип двери, шум ветра и др.

На посиделках молодежь занималась рукоделием и веселилась, здесь же старшие передавали опыт молодым. Забавный это вечер. Каждый хо­тел показать свое мастерство. Девушки плели кружево, вышивали узоры, расписывали посуду, напевая народные песни; парни плели корзины, ре­зали ложки, прялки, украшали их росписью. Здесь перемежалась работа с весельем: плясками под гармонику или балалайку, соревнованиями пев­цов, музыкантов (под фонограмму или аккомпанемент). В конце празднич­ных посиделок все показывали свои работы, выслушивали подчас ирони­ческие, шутливые замечания, парни дарили девушкам свои подарки. Де­вушки готовили угощение: пряники, печенье, чай.

Это занятие можно провести вместе с учителями музыки, литерату­ры, объединив два-три урока или провести как внеклассное мероприятие.

Для самостоятельной разработки учителям предлагаются следующие виды уроков:

Урок-экскурсия — это неспешное изучение подлинников произведе­ний искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художни­ка. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материа­лом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Для этого экскур­сия готовится заранее. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброс­ки (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь).

Урок «История прошлого» — знакомство с эпохой, в которую жил ху­дожник. Например, «Утро средневекового мастера», «В русской усадьбе XVIII века».

Урок «Пять чувств» — активно подключаются к зрительному образу слух, осязание, обоняние, вкус детей. Например:

— «Какой на вкус дождик?» (в дождливый день).

— «Теплое, ласковое, душистое солнышко» (ранняя весна).

— «Эти сладкие мягкие теплые пряники» — по мотивам народного
творчества архангельских крестьян.

В качестве вспомогательного материала можно использовать фонограм­му, вентилятор, растения (для ощупывания с закрытыми глазами).

Урок «Миф, сказка, легенда». В основе драматургии — развитие твор­ческого воображения, фантазии через литературный образ и сценическое действие. (Дети любят играть, импровизировать, выражать какой-нибудь образ через действие.) Основная задача — через образ подвести детей к выполнению творческого задания.

Урок «Песня, музыка». На основе музыкального произведения рож­дается образ зримый, выраженный в красках, линиях, формах. Например, музыка М. Чюрлениса (фрагменты из симфонической поэмы «Море» или «Бурное море»); песня Джо Дассена «Когда идет дождь» и т.п.

Тема 2.6.2. Элементы и структура уроков

Практическая работа №4

Разработать структуру конкретного урока в зависимости от темы и дидактических целей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: