Урок-путешествие

Художественно-педагогические игры

Учебные игры на уроках изобразительного искусства сочетают педа­гогический и художественно-эстетический аспекты. Во все виды игровых уроков включается практическая деятельность детей. Цель игровых уро­ков — активизация творческой деятельности детей, увлечение их искус­ством, развитие интереса к предмету, оживление учебного процесса через новые формы работы. А главное — формирование эмоционально-ценност­ного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребенка.

В младших классах в процессе игры на первом месте стоит эмоциональ­но-художественное содержание. Ролевые и имитационные игры направ­лены не только на образное содержание, а главным образом, на пережива­ние этого содержания. Игра начинается с включения эмоций, пережива­ния, что активизирует образное воображение, интерес к предстоящей деятельности через погружение в тему (например, игра «жмурки» — что «увидел» ребенок с закрытыми глазами при прослушивании музыки; «сказка» — с включением сказочных персонажей во время беседы, рас­суждения; «перевоплощение» — игра с подключением пяти чувств).

Это новая форма общения учителя с учениками и учеников между со­бой. Сложная драматургия таких уроков основана на включении эмоций, осознанном освоении языка искусств, поисках средств художественной выразительности, развитии художественной культуры.

Методические основы ситуация на уроке
Подготовка к уроку Учитель готовит группу ведущих учеников для игры, подбирает вместе с ними материал, делает домашние заготовки. К подготовке такого урока подключаются учителя музыки, литературы.
Инсценировка Драматургия игрового урока составляется заранее, рас­пределяются роли ведущих, остальные ученики включают­ся по ходу игры.
Практическая деятельность В ходе игры выполняется практическая работа или закан­чивается начатая ранее работа, выполняются по предвари­тельным эскизам работы в материале (роспись, лепка, окончание живописи).
Характер учебной игры Учебные игры могут быть очень разнообразными и прово­диться с учащимися начальной и средней школы по любой теме. Все зависит от творческой обстановки в классе и творчества самого учителя. Это могут быть игры-путеше­ствия в разные эпохи, культуры, фольклорные игры по прикладным видам искусства, кукольный театр и др.

Такой урок уместен, пожалуй, при изучении искусства других стран, другой эпохи или далекого прошлого нашей Родины.

Этот урок готовится заранее. Для ведения игры выбирают группу уче­ников по их желанию. Это гиды, знатоки, историки, бывалые путешествен­ники, художники и т.д.

Методические основы Ситуация на уроке
Подготовительная работа Предлагается тема и намечается проект сценария. Ведет­ся поисковая работа по содержанию выбранной темы, собирается текстовой материал и зрительный ряд в виде слайдов, репродукций, зарисовок. Руководит работой учитель. Он советует, помогает выбирать материал и сам участвует в сборе материала и его отборе. Игра оснащает­ся музыкальным рядом, работами детей, предметами.
Сценарий урока Проект, или сценарий, урока намечает учитель вместе с подготовленной группой записывает его. Распределяются роли ведущих по подготовленному материалу.
Роль учителя Учитель не только помогает собирать материал, но и готовит вопросы по теме, как бы включаясь в игру в роли самого любопытного путешественника. Все ученики класса —путешественники.
Практическая работа В ходе игры планируется практическая работа в виде зарисовок по зрительному ряду, по фантазии. Зарисовки могут быть графическими или живописными (пятна без особой деталировки) — это, в основном, образное восприятие материала данной темы.
Передача творческого опыта В ходе практической работы учитель вместе с детьми может делать зарисовки или воспользоваться заранее подготовленными пособиями. Кроме того, по ходу сцена­рия задаются вопросы и учениками подготовленной группы, и учителем, и всеми участниками игры (если они возникают).
Просмотр зарисовок Просмотр зарисовок, набросков и оценка наиболее удачных. Оценка самых активных учеников. Продолжени­ем игры может быть практическая работа на следующем уроке.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: