Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства и себестоимость

Таблица 4.7.

Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат предприятия

Таблица 4.6.

Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции

Таблица 4.5.

Вид продукции План Факт Фактический по плановым объем ценам
количество, шт. цена, тыс. руб. сумма, ' млн руб. количество, шт. цена, тыс. руб. сумма,.млн руб. количество, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн руб.
А 10 000 27,25 272,5 12 000     12 000 27,25  
Б   37,5 187,5         37,5  
В 20 000 25,5   20 000     20 000 25,5  
И т.д.                  
Итого – -        

В нашем случае (табл. 4.5) действительный прирост объема производства валовой продукции равен:

DВП% = ((4200 – 3830) / 3830) * 100 = 9,66%.

Если же определить его, не обращая внимание на разную стоимостную оценку, то получаем завышенный показатель прироста:

DВП% = ((4500 –3830) / 3830) * 100 = 17,49%.

Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года S(q0c0) с затратами базисного года S(q1c1), то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года S(q1c0) и после этого сравнить с фактической суммой затрат (табл. 4.6):

Iz = S(q1c1) / S(q1c0) = (444 / 498) * 100 = 89.15%

Вид продукции Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Фактический объем производства продукции, шт. Сумма затрат на фактический объем производства, млн руб.
план факт по плановой себестоимости по фактической себестоимости
А В 25, 33 22 30 12 000 6000 300 198 264 180
Итого   444 '

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример – базисная жирность молока (табл. 4.7).

Показатель Базисный год- Отчетный год Отчетный год к базисному, %
Затраты на производство молока, млн руб. 15 000 19 800 132,0
Жирность молока, %- 3,5. 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4
Объемы производства молока: по фактической жирности, ц по базисной жирности, ц   25 000 25 735   30 000 29 117   120,0 113,1
Себестоимость 1 ц молока, тыс. руб.: по фактической жирности по базисной жирности   600 583   660 680   110,0 116,6

Как видно из таблицы, показатели, определенные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определенных без нейтрализации качественного фактора: объем производства молока по фактической жирности выше планового на 20%, а в пересчете на базисную жирность – на 13,1 %. Фактический уровень себестоимости 1 ц. молока при фактической его жирности составляет 660 тыс. руб., а в пересчете на базисную – 680 тыс. руб. В первом случае она выше плановой на 10%, а во втором – на 16,6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: