Обоснование выбранной темы

СОДЕРЖАНИЕ

Реакции образования полимера с трехмерной структурой происходят при отверждении олигомеров (смол) в процессе переработки материалов в изделия, формировании и сушке лакокрасочных покрытий, отверждении клеевых соединений.

В чистом виде в промышленности не применяется. Однако широко используются процессы, при которых первая стадия происходит в расплаве или растворе, а последняя стадия – в твердой фазе. Примером служит трехмерная поликонденсация, широко применяемая в промышленности для получения ряда полимеров (ФФП, КФП, эпоксидных, алкидных и др.). Необходимо, чтобы один из мономеров имел функциональность больше двух. В этом случае образуется трехмерный полимер.

ПОЛИКОНДЕНСАЦИЯ В ТВЕРДОЙ ФАЗЕ

Особенности:

В промышленности проведение трехмерной поликонденсации разделяют на два процесса:

- при синтезе в реакторе получают олигомер (смолу) с невысокой степенью полимеризации (невысокой молекулярной массой) с линейной или разветвленной структурой (товарная продукция – смола),

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

1 – массовый мерник,

2 – объемный мерник,

3 – реактор,

4 – конденсатор (холодильник),

5 – сборник конденсата

Реактор – цилиндрический аппарат со сферическими днищем и крышкой. Реактор оборудован рубашкой, мешалкой, мерниками сырья, конденсатором (холодильником). Привод мешалки, состоящий из электродвигателя и редуктора, установлен на крышке реактора. Рубашка – двойные стенки реактора. В рубашку подается теплоноситель для нагревания (водяной пар, высокотемпературный органический теплоноситаль) или хладоагент (водопроводная вода) для охлаждения реакционной массы. Реактор может быть оборудован внутренними змеевиками для дополнительной подачи теплоносителя или хладоагента (чаще это относится к реакторам больших объемов).

Массовые мерники – емкости, стоящие на весах, дозировка сырья производится по массе. Объемные мерники имеют мерное стекло, дозировка по объему.

Конденсатор (холодильник) кожухотрубный, по трубам поступает парогазовая смесь из реактора сверху вниз, в межтрубное пространство снизу вверх (противотоком) поступает хладоагент (водопроводная вода).

Холодильник может работать в двух режимах: обратный в процессе синтеза (парогазовая смесь, поступающая из реактора, конденсируется в холодильнике и в виде конденсата возвращается в реактор) и прямой режим (образующийся конденсат отводится в сборник конденсата). Прямой режим работы холодильника применяется в процессе вакуум-сушки. Для ускорения процесс вакуум-сушки производится при пониженном давлении (воздушное пространство реактора, холодильника и сборника конденсата подключается к вакуум-линии и вакуумируется). Обратите внимание на гидрозатвор на трубопроводе при работе холодильника в обратном режиме.

На крышке реактора имеются люки (смотровые), загрузочные штуцера и штуцера для установки контрольно-измерительных приборов.

Слив готового продукта чаще всего через штуцер в нижней части реактора.

ВЫПУСКНЫЕ И ТОВАРНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИМЕРОВ

Заводы и цехи по производству полимерных материалов выпускают термопласты и реактопласты максимально готовые к употреблению. Выпускаемые промышленностью полимерные материалы подразделяются на сырьевые и поделочные.

К сырьевым относятся материалы в виде гранул, крошки, порошков, а также волокнистых композиций (волокнитов, премиксов и препрегов), пресс-массы, смол. К поделочным материалам относятся пленки, листы, пластины, плиты, блоки, заготовки и др.

В некоторых процессах синтеза, например при проведении полимеризации или поликонденсации в растворе, полимер получается в виде лака, который может являться готовым товарным продуктом.

При эмульсионной полимеризации образуются латексы - коллоидные системы, представляющие собой водные дисперсии синтетических полимеров, стабилизированные эмульгаторами. Латексы также могут являться товарными продуктами, например, из них изготовляют латексные клеи, краски, их используют в производстве ворсовых тканей, искусственного меха и для других целей.

При других способах производства полимеры получаются в виде порошков и расплавов, что для дальнейшей их переработки создает определенные трудности. Поэтому по окончании синтеза проводят ряд процессов, которые должны придать полученному материалу форму, удобную для транспортировки и дальнейшей переработки. Чтобы исключить выделение пыли и облегчить дозирование материала при переработке его в изделия, многие полимеры гранулируют.

Гранулирование полимеров - превращение полимера в сыпучий зернистый продукт, состоящий из однородных по форме и размеру частиц. Полимеры гранулируют:

- выдавливая расплав через фильеры в виде жгута или ленты с последующим их охлаждением и дроблением,

- уплотняя порошкообразные материалы с малой насыпной массой в плотные образования с правильной формой (гранулы, таблетки и др.),

- измельчая крупные блоки или всевозможные отходы, бракованные изделия из полимеров.

Гранулы могут иметь самые разнообразные формы: цилиндра, шара, чечевицы, куба, прямоугольной пластинки. Однако в одной партии материала форма гранул должна быть одинаковой, а их гранулометрический состав максимально однородным. Оптимальный размер гранул зависит от вида материала и метода его дальнейшей переработки; с повышением температуры плавления полимера размер гранул рекомендуется уменьшать. Размер гранул у термопластов, предназначенных для переработки методами литья под давлением и экструзии, 1,5-3 мм; размер гранул термореактивных полимеров должен быть 0,2-1,0 мм; каучуков и резиновых смесей - 15-25 мм и более. Для некоторых марок реактопластов (высокотекучих стекловолокнитов) условный диаметр гранул (чешуек) составляет 3-6 мм.

Гранулирование реактопластов (фено-, аминопластов) получило развитие в связи с переработкой их методом литья под давлением. Применение нагрева при грануляции связано с опасностью преждевременного отверждения материала и потерей текучести при переработке. Ведущие зарубежные фирмы разработали высокопроизводительные экструдеры типа DKG с укороченными шнеками (L/D=7) специальной конструкции и воздушным охлаждением для гранулирования фено- и аминопластов.

К основным преимуществам применения гранулированного материала относятся:

1 - ликвидация запыленности в производственных помещениях и улучшение условий труда;

2 - снижение потерь материала в виде пыли;

3 - уменьшение объема складских помещений и промежуточных емкостей.

4 - устранение опасности зависания материала в емкостях;

5 - сохранение материалами сыпучести при длительном хранении;

6 - упрощение дозировки материала и повышение точности дозирования;

7 - повышение производительности процессов переработки в результате применения материала с большей плотностью;

Переработка полимеров некоторыми методами, а также полная автоматизация процессов переработки полимерных материалов невозможны без использования сырья в гранулированном виде.

Термопласты перерабатываются в не гранулированном (порошкообразном) виде только в том случае, если процесс дополнительного гранулирования приводит к ухудшению их свойств, например к деструкции полимера.

Сыпучие материалы с частицами неправильной формы и размерами частиц до 2 мм принято относить к порошкам. В промышленности получили широкое распространение термореактивные порошкообразные материалы (обычно называемые пресс-порошками). Их гранулометрический состав неоднороден; в них содержится большое количество частиц пыли, что вызывает слеживаемость и плохую сыпучесть этих материалов. В настоящее время разработаны методы производства фенольных пресс-порошков с древесным наполнителем, позволяющие получать мелкозернистые порошки однородного состава с размером частиц 0,25-0,5 мм. Работа с сухим пылящим порошком требует специальных мер защиты работающих - респираторов, защитных очков, вентиляционных устройств. Порошки могут слеживаться в бункерах и шнеках, что затрудняет их автоматизированную развеску и подачу.

Перед переработкой пресс-порошков в изделия их таблетируют. Таблетирование - формование порошкообразных или волокнистых реактопластов в заготовки правильной геометрической формы (таблетки), однородные по размеру и массе. Наиболее распространенная форма таблеток - цилиндрическая с плоскими или полусферическими основаниями.

Использование таблетирования позволяет при переработке пресс-порошков в изделия получить следующие преимущества:

1 - дозирование по объему или массе заменяется простым штучным,

2 - сокращаются размеры загрузочных камер и улучшаются возможности нагрева материала,

3 - применение таблеток снижает содержание пыли в производственных помещениях, благодаря чему улучшаются условия труда,

4 - интенсифицируется технологический процесс изготовления изделий,

5 - повышается производительность прессового оборудования,

6 - улучшается качество изделий,

7 - уменьшаются потери, снижаются расходы на хранение и транспортирование сырья.

Промышленность выпускает полуфабрикаты. Они могут находиться в вязко-текучем (например, заливочные и пропиточные компаунды) или в твердом агрегатном состоянии. Последние могут иметь различный товарный вид и выпускаться в виде порошков, гранул или волокнистых композиций (премиксов и препрегов). (ж. Пл/м, №9, 2003, с.48).

Полуфабрикаты дисперсноупрочненных полимерных композиционных материалах (ПКМ) обычно изготовляют механическим смешением связующего с порошкообразными минеральными наполнителями. Поэтому их называют премиксами (предварительно смешанный материал).

Премиксами (предварительно смешанный материал) называют полуфабрикаты дисперсноупрочненных полимерных композиционных материалах (ПКМ). Их обычно изготовляют механическим смешением связующего с порошкообразными минеральными наполнителями.

В качестве наполнителей в ПКМ могут быть применены различные волокнистые структуры как линейной (нити, жгуты, ленты), так и листовой (плоской) формы (шпон, листы, маты). (ж. Пл/м, №9, 2003, с.48).

Для изготовления полуфабрикатов, содержащих длинномерные или листовые волокнистые структуры, смешение непригодно, так как происходит разрушение волокон, вызывающее резкое падение прочности ПКМ. Поэтому такие волокнистые и листовые наполнители совмещают со связующим пропиткой, а полуфабрикаты на их основе называют препрегами.

Препрегами называют полуфабрикаты на основе волокнистых и листовых наполнителей (нити, жгуты, ленты, шпон, листы, маты), которые совмещают со связующим пропиткой.

Хотя оба термина премиксы и препреги имеют англоязычнон происхождение, они точно и лаконично характеризуют полуфабрикаты.

К препрегам можно отнести волокниты, которые получают пропиткой волокнистого наполнителя эмульсиями и растворами термореактивных смол, при этом образуются волокнистые материалы неопределенной формы виде кусков и пленок (наполнитель - стекловолокно, хлопковые очесы, кварцевое волокно и др.).

Волокниты получают пропиткой волокнистого наполнителя (стекловолокно, хлопковые очесы, кварцевое волокно и др.). эмульсиями и растворами термореактивных смол. При этом образуются волокнистые материалы неопределенной формы в виде кусков и пленок

К полуфабрикатам нужно причислить и заготовки, получаемые каким-либо высокопроизводительным методом формования (литьем под давлением, экструзией и др.). Из этих заготовок более простыми методами формуют детали более сложной конфигурации, например, из труб – флаконы и канистры, из заготовок, имеющих форму пробирок и изготовленных литьем под давлением, - бутылки. Одновременно с развитием такой многостадийной технологии деталей из ПМ в отечественную техническую литературу вместо всем понятного термина заготовка внедряют английский аналог преформа. (Пл/м, №12, 2004, с.9-11).

При использовании отходов производства полимерных материалов (вторичной переработке) получают материал в виде крошки или порошка, которые добавляют затем в определенной пропорции к основному сырью с целью уменьшения потерь сырья.

КАЧЕСТВО СЫРЬЯ И ПРОДУКЦИИ

Определяются показатели свойств, наиболее полно характеризующие потребительские свойства сырья и продукции, позволяющие использовать их для определенных целей.

Показатели свойств согласуются между производителями и потребителями продукции.

Показатели свойств вносятся в Государственный стандарт (ГОСТ) или Технические условия (ТУ) и становятся законом для предприятий-изготовителей. ТУ – на вновь разработанный продукт, ГОСТ – на уже широко известный продукт. ГОСТы утверждаются на 5 лет, затем пересматриваются.

В ГОСТах и ТУ указываются марки и области применения продукта, дается таблица с наименованием показателей свойств и их нормой для различных марок и сортов, приводятся методики испытания с указанием реактивов, приборов и оборудования.

В ГОСТах указываются также условия упаковки, транспортировки и хранения продукции, правила приемки и гарантии производителя.

Государственный стандарт (ГОСТ) на известный продукт. Технические условия (ТУ) на вновь разработанный продукт. В ГОСТах и ТУ указываются марки и области применения продукта, дается таблица с наименованием показателей свойств и их нормой для различных марок и сортов, приводятся методики испытания с указанием реактивов, приборов и оборудования. В ГОСТах ТУ указываются также условия упаковки, транспортировки и хранения продукции, правила приемки и гарантии производителя

На каждом транспортном месте (мешок, бочка, бутыль и т.д.) должна быть транспортная маркировка, на которой указаны наименование продукции, ее марка, наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, масса продукта (нетто и брутто) в упаковке, № партии, дата изготовления.

Партия товара сопровождается документом – паспортом на продукцию, в котором указываются те же данные, что и на транспортной маркировке (наименование продукта, его марка, ГОСТ, наименование предприятия-изготовителя, № партии, дата изготовления, масса партии), а также приведена таблица с указанием наименования и нормы показателей по ГОСТу, а также фактические показатели свойств, определенные на предприятии-изготовителе.

При поступлении на предприятие (потребитель) сырье должно быть проверено на соответствие его качества данным ГОСТа и паспорта на него в лаборатории ОТК или лаборатории ЦЗЛ. Только в том случае, если показатели свойств соответствуют требованиям ГОСТа, продукт может быть использован в производстве. В противном случае нет гарантии того, что технологический процесс с его участием пройдет успешно и будет получен новый продукт соответствующего качества.

Готовый продукт также анализируется по показателям свойств на него в лаборатории ОТК или ЦЗЛ и направляется потребителям с аналогичными, выше рассмотренными документами.

ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Для производства ВМС из мономеров требуются большие энергетические затраты. В принципе они сходны с теми, которые производятся в химической лаборатории, где нагревание ведут с помощью электроплитки или газовой горелки, охлаждение – водопроводной водой или льдом, перемешивание – с помощью электродвигателя.

В химической промышленности для нагревания чаще всего используют водяной пар, в меньшей степени – электронагреватели, природный газ и мазут.

Аппараты, в которых ведут нагрев, оборудованы специальными элементами: змеевиками или двойными стенками (рубашками), через которые пропускают пар. Конденсируясь, пар нагревает стенку, а через нее – содержимое аппарата. На производстве обычно используют пар давлением от 0,3 до 1, 6 МПа, что позволяет вести нагрев до 190 С.

Двойные стенки с паровым обогревом делают на трубопроводах, по которым транспортируют жидкие вещества, затвердевающие при понижении температуры (напр., расплавы фенола, капролактама).

Для обогрева аппаратов используют также жидкие органические теплоносители, которые называют высокотемпературные органические теплоносители (ВОТ). ВОТ предварительно нагревают в специальных котлах с электрообогревом и затем подают в змеевики или рубашки аппаратов. С помощью ВОТ можно нагреть содержимое аппарата до 350-360 С.

Для охлаждения массы в аппаратах используют водопроводную воду, пропуская ее через змеевик или рубашку аппарата. Таким образом, можно охладить массу в аппарате до 10-15 0С (зимой). Если же требуется более глубокое охлаждение, напр. до 0-10 0С и ниже (или охлаждение в летний период времени), используют охлаждающий рассол – водные растворы хлоридов натрия или кальция. В холодильных установках, питаемых электроэнергией, рассол охлаждают до температуры минус 10 – минус 30 0С и подают в рубашку или змеевик аппарата. Иногда охлажденными рассолами охлаждают воду и получают так называемую “захоложенную воду”, которую подают для охлаждения аппаратов.

Химическое производство использует значительное количество электроэнергии в форме переменного тока напряжением 220 и 380 В.. Переменным током питаются электродвигатели перемешивающих устройств реакционных аппаратов, вакуум-насосов, насосов для перекачки жидкостей, эмульсий и суспензий, вентиляторов, центрифуг, фильтров, сушилок, размольных аппаратов и других видов основного и вспомогательного оборудования.

Для транспортировки по трубам жидкостей и порошков часто используется сжатый воздух (пневмотранспорт). Его получают на предприятиях в компрессорах, питаемых электроэнергией.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

ПО СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ

Все химические вещества в той или иной степени ядовиты, безвредна только чистая вода. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

1 – чрезвычайно опасные,

2 – высоко опасные,

3 – умеренно опасные,

4 – мало опасные.

Для ограничения вредного воздействия химических веществ на организм человека вводится понятие предельно допустимая концентрация вещества (ПДК). ПДК – это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Значения ПДК устанавливают исходя из влияния вредного веществ на организм человека. Устанавливаются два типа ПДК: в воздухе рабочей зоны производственных помещений (ПДКр.з.) и в атмосферном воздухе населенных мест, которые, в свою очередь подразделяются на максимально разовые (ПДКм.р.) и среднесуточные (ПДКс.с.). ПДКм.р. определяет допустимую величину кратковременного воздействия загрязняющего вещества на организм человека, ПДКс.с. – допустимую величину длительного воздействия. Нормативы ПДКм.р. и ПДКр.з. относятся к 20-ти минутному интервалу времени. Нормативы ПДКм.р. устанавливают по порогу рефлекторного воздействия загрязняющего вещества на людей, напр. по порогу обоняния, а нормативы ПДКс.с. – с учетом порога токсического воздействия.

В зависимости от класса опасности химических веществ установлены ПДК в рабочей зоне производственных помещений, а также скорости движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов, которые обеспечиваются работой вентиляционных установок. Эти нормы приведены в табл.

Показатель Норма для класса опасности
       
ПДК р.з., мг/м куб <0,1 0,1-1 1,1-10 >10
Средняя смертельная доза, ЛД50, мг/кг: при введении в желудок при нанесении на кожу   <15 <100   15-150 100-500   151-5000 50-2500   >5000 >2500
Средняя смертельна концентрация в воздухе, ЛД50, мг/кг <500 500-5000 5001-50000 >50000
Скорость воздуха, м/с 1,0-2,0 0,75-1,0 0,5-0,75 0,35-0,5

Примечание: ЛД50 - летальная (смертельная) концентрация вещества, вызывающая гибель 50% животных.

В большинстве экономически развитых стран от показателей ПДК отказались, поскольку в реальном производстве в составе газовых выбросов находятся, как правило, несколько вредных веществ. Концентрация каждого может не превышать ПДК каждого из них, а суммарный эффект оказывается опасным для живых организмов.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА НА ТЕМУ «МОДЕРН»…….3

3.1. Обоснование выбранной темы……………………………………..3

3.2. Методическая разработка системы уроков теоретического обучения для дисциплины «История искусства» на тему «Модерн»………..8

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВА НА ТЕМУ «МОДЕРН»

«История исскуства»- дисциплина общепрофессиональной подготовки. Изучение истории искусства призвано вооружить студента необходимыми для его будущей работы профессиональными знаниями о разнообразных стилях, разных эпохах и культурах.

Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим основам «Стиля НЭП». В связи с этим мы ставим цель методической разработки – создание трёх уроков теоретического обучения (ТО) по теме: «Модерн».

Урок остаётся ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и тд.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса.

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся[1].

В уроке отражаются все преимущества классно – урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной деятельности, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.[3].

Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса[2].

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-познавательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Чёткое определение образовательных задач каждого урока.

2. Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

8. Научный расчёт и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.

2. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы.

3. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, внимательности, честности, и др.

4. Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

2. Изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».

3. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен[2].

Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению понятия урока, на основе которых можно сделать вывод, что урок – это форма организации педагогического процесса, строго определённая во времени, с определённым составом учащихся, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного процесса.

До 60-ых годов существовала только структура традиционного урока. Она состояла из следующих этапов: опрос, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание.

При такой структуре урока ведущую деятельность в процессе обучения выполняет преподаватель, который реализует объяснительно-иллюстративный подход к обучению. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер. В различной методической литературе описанная структура урока представляется как нормативная.

После 1960-ых гг. прошла апробацию структура урока в условиях проблемно-развивающегося обучения. Основные компоненты этого типа урока следующие:

1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся. Под актуализацией понимается восстановление в память учащихся опорных понятий, обеспечивающих фундамент для формирования новых понятий. Опорными понятиями рассматриваемой темы могут быть понятия, взятые из предыдущего урока.

2. Формирование новых понятий и способов деятельности. Сам термин «формирование» нацеливает преподавателя на выбор приёмов, методов обучения, активизирующих деятельность учащихся, например, по применению метода учебного эксперимента, для которого нужна материально-техническая база, чтобы техническое исследование учащийся проводил на своём рабочем месте. Таким образом, объяснительно-иллюстративный подход в обучении сменяется проблемным.

3. Применение сформированных знаний и умений. В отличие от закрепления, этот этап урока характеризуется решением учебно- познавательных задач различного типа. В методике профессионального обучения на данном этапе важно применение задач с профессиональной направленностью.

Рассматривая структуру проблемного урока, следует указать, что в методике обучения преподаватель не решает дидактические задачи (актуализации, формирования, применения), а моделирует (планирует) обучающую деятельность. Следовательно, преподаватель конструирует методическую подструктуру конкретного урока, исходя из целевой установки, отбора и структурирования содержания, а так же управляет активной учебно-познавательной деятельностью учащихся[4].

Различные сочетания элементов создают разновидности типов урока. Основанием для классификации уроков по типам является дидактическая цель урока. Основными типами урока являются следующие:

1. Урок изучения новых знаний.

2. Урок первичного закрепления знаний (формирование умений).

3. Урок систематизации и обобщения изученного

4. Урок контроля и учёта знаний, умений и навыков.

5. Комбинированный урок (смешанный) (Реализуется все дидактические цели)[1].

3.2. Методическая разработка системы уроков теоретического обучения для дисциплины «История искусства» на тему «Модерн»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: