Й орнаментальный комплекс

Й орнаментальный комплекс

Й орнаментальный комплекс

Узоры первого, наиболее древнего орнаментального комплекса состав­лены из прямых линий и геометрических фигур: треугольников, ромбов,

квадратов, прямоугольников, кругов. К ним относятся собранные из отрез­ков окружности вихревые и многолопастные розетки, иногда вписанные в круг. Нередко поверхность геометрических фигур бывает детально разра­ботана: их очертания неоднократно дублируются; в ромбах и квадратах попарно соединяются треугольники; прямоугольники делятся диагоналя­ми. Многообразны ленточные орнаменты: зигзаг («узор пилы»), цепи тре­угольников и поставленных на угол квадратиков, косые кресты, бордюр­ная диагональная сетка, наклонные линии в окантовке, ряды «елочек», шевронов.

Эти узоры более полно представлены в резьбе по дереву, отчасти — в вышивке и аппликации. Основные принципы композиции — бордюр и ро­зетка. Большинство описанных орнаментированных вещей было сосре­доточено в юго-восточном регионе, в основном в горных и прилегаю­щих районах.

Второй орнаментальный комплекс представляют кускарные узоры. Из оди­нарных и парных завитков выстраивались бордюрные полосы или составля­лись сложные композиции, заполнявшие значительную часть поверхности

предмета. Часто использовались значки в виде интегралов, иногда объеди­ненные в вихревую розетку. Кроме вышивки, орнаменты данного комп­лекса применялись в аппликации на сукне и тканях, в тиснении по коже; на ювелирных изделиях.

Данный орнаментальный комплекс был характерен для декоративного искусства населения горного Урала и Зауралья.

Третий орнаментальный комплекс состоял из стилизованных моти­вов цветочно-растительного происхождения. В основном он применял­ся в тамбурной вышивке, а также в вышивке бисером, жемчугом, метал­лической нитью, на женских головных уборах (колпачках) и мужских тюбетейках; в орнаменте ювелирных украшений; в тиснении по коже на сумках, налучьях и колчанах. В XX веке это направление узоротворче-ства неожиданно проявилось в производстве паласов. Тамбурная вышив­ка была самой плодотворной областью применения и развития «цветоч­ных» орнаментов. Старинные вышивки, выполненные обычным петельным швом, отличались контурным рисунком. Сохранились мно­гие варианты узких бордюрных узоров, полосного орнамента, в кото­рых стилизованные листья на стеблях и цветы причудливо сплетены в гирлянды. Те и другие сочетались в вышивке на занавесях, подзорах, полотенцах; отдельные растения или Ьукеты помещались в углах скатер­тей, намазлыков, платков. Позже получило распространение применение растительных орнаментов в вышивке женской и мркской одежды.

Узоры данного орнаментального комплекса были распространены по­всеместно, за исключением юго-восточного региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: