Приспособление уровня чувствительности анализаторов к интенсивности раздражителя (адаптация)

4. Анализаторам присуща тренируемостъ. Это свойство заключается как в повышении чувствительности, так и в ускорении адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. Всегда можно найти достаточно много примеров, когда ощущения человека "обостряются" за счет значительного повышения чувствительности, обеспечивая тем самым более совершенное реагирование на раздражители внешней и внутренней среды.

5. Способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Такая "инерция" ощущений обозначается как последействие, или последовательные образы.

6. Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. При эффекте синестезии (от греческого "совместное ощущение") раздражение одного органа чувств приводит к возникновению ощущений, соответствующих другому органу чувств, то есть сигналы от разных органов чувств как бы смешиваются, синтезируются. Типичный пример cинестезии – «цветной слух», равно как и звуковые переживания при восприятии цвета, и т. п. Это особое восприятие мира – зрительные образы имеют свой аромат, цвет – звук, а каждый звук – свой цвет и вкус.

Константность цвета. В процессе эволюции у человека развивалась способность к восприятию цвета с целью идентификации предметов. Вместе со способностями к восприятию других их свойств она помогает обнаруживать и опознавать отдельные предметы по их окраске при всевозможных изменениях освещения. Эта необходимость распознавания объектов явилась главной причиной того, что при привычных условиях наблюдения за счёт бессознательно вносимой наблюдателем поправки на освещение цвета не очень зависят от освещения. Например, зелёная листва деревьев признаётся зелёной даже при красноватом освещении на закате солнца.

Если привычные условия наблюдения изменить и сделать их необычными, цветовые ощущения человека неуверенными или ошибочными. Особую способность нашего зрения оценивать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют константностью цвета. Это свойство зрения, которое позволяет видеть мир стабильного цвета и светлоты, а не постоянно изменяющееся излучение.

Оценка светлоты также не зависит от абсолютных уровней энергии, а основана на сравнении коэффициентов отражения. Явление носит название константности восприятия светлоты. Именно благодаря ему мы при разных уровнях освещенности в состоянии отличить черное от белого.

Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Например, изображение предметов на сетчатках глаз двумерны, а между тем человек видит мир трехмерным. Константность наиболее сильно проявляется при рассматривании несамосветящихся предметов и обусловлена тем, что в повседневной жизни мы одновременно рассматриваем совокупности предметов, подсознательно сравнивая их цвет или цвет разноосвещённых участков этих предметов. Поэтому приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оптики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном свете, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.

Легко понять, насколько велико практическое значение константности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, то есть практически беспрерывно, в нашем восприятии изменялись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. Не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов.

Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления адаптации не наблюдается. Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотрении через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажется черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цвета достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.

Константность хорошо сохраняется, если в излучении присутствуют длины волн широкого диапазона, даже в том случае, если спектр прерывист, то есть, состоит из отдельных полос. Когда же излучение монохроматично (например, как в используемых для освещения улиц натриевых ламп низкого давления), происходит нарушение константности цвета. Константность цвета и константность восприятия светлоты обычно нарушается, когда изолированные объекты наблюдаются на черном фоне, потому что не с чем сравнить длину волны света, отраженного от предмета. Если зрительное поле уменьшается до очень малого углового размера, то константность также нарушается. То есть, чем меньше сравнений коэффициентов отражения и длин волн происходит в поле зрения, тем для зрительной системы меньше возможности сохранить константность. При обычных условиях жизни изменения в освещенности и условиях наблюдения не приводят к существенным изменениям восприятия цвета предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: