Федеральный государственный метрологический контроль и надзор

Государственный контроль (надзор) за соответствием продукции обязательным требованиям технических регламентов

Надзорно-контрольная деятельность в Российской Федерации в сфере технического регулирования

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Законодательную базу государственного контроля (надзора) за соответствием продукции обязательным требованиям в Российской Федерации в настоящее время составляют: законы «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный и Гражданский кодексы Российской Федерации, Закон РФ «О защите прав потребителей», профильные законодательные нормы, такие как Федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О ветеринарии», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О связи», «О пожарной безопасности», «Об энергосбережении», «Об обеспечении единства измерений» и др.

Государственный надзор определен как документальная проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к объектам надзора и принятие мер по результатам установленных нарушений. Государственный надзор осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти (федеральными надзорами). Мероприятия по надзору включают в себя поведение исследований, испытаний, измерений и экспертизы, правила и методы которых установлены для соответствующих технических регламентов в нормативных документах, указанных в регламентах (ФЗ «О техническом регулировании» 2007 г.).

Контроль – это процедура оценивания соответствия путем наблюдения и выводов, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой. Мероприятия по контролю включают проведение инструментальной проверки (исследования, испытания, измерения и экспертизы) с привлечением компетентных организаций различных форм собственности.

Глава6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов 32. Органы государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов 33. Объекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов 34. полномочия органов государственного контроля (надзора) 35 Ответственность органов государственного контроля и надзора и их должностных лиц пр осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

В зависимости от уровня организации и проведения надзорно-контрольная деятельность подразделяется на следующие категории:

  • надзорно-контрольная деятельность государственного уровня;
  • контрольная деятельность негосударственного уровня.

Надзорно-контрольная деятельность государственного уровня реализуется в следующих формах:

-- государственный надзор, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти при обращении (эксплуатации) объектов технического регулирования;

-- государственный контроль, вменяемый органами государственного управления контрольным структурам различных (государственных и негосударственных) форм собственности и осуществляемый ими и на рыночной, и на дорыночной стадиях.

Контрольная деятельностьнегосударственного уровня делегируется субъектам рынка негосударственных форм собственности через механизмы аккредитации, аттестации, лицензирования, уполномочивания и осуществляется ими на дорыночной стадии.

ФЗ «О техническом регулировании» 2007 г. разделил ответственности государства и товаропроизводителей за продукцию: государство несет ответственность за безопасность и защиту жизни, здоровья людей, охрану природной среды и имущества всех форм собственности, а также защиту потребителя от обмана на рынке на стадии реализации. Качество и конкурентоспособность продукции регулируется рынком, и ответственность за них возложена на производителя на всех этапах её жизненного цикла.

Товаропроизводители освобождаются от каких-либо форм и видов государственного надзора, используя при этом в качестве основной формы форму декларирования.

Государственный надзор должен осуществляться за соответствием объектов технического регулирования требованиям технических регламентов.

Объекты государственного надзора объекты технического регулирования (продукция, в том числе здания, строения, сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Установлены следующие виды государственного надзора за безопасностью:

  • продукции (потребительской, производственно-технической, пищевой, лекарственных средств, спецтехники, перечень этой продукции устанавливается Правительством РФ);
  • в строительстве;
  • в области связи;
  • на промышленных объектах и в горно-добывающей промышленности;
  • на транспорте;
  • в энергетических системах;
  • радиационной;
  • пожарной;

Установлены следующие виды государственного контроля:

  • контроль за обеспечением единства измерений.

Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется: в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения; в отношении иных объектов технического регулирования, как правило, на стадии эксплуатации.

Обращение продукции – это часть стадий жизненного цикла продукции, которые протекают зп пределами предприятия, где эта продукция произведена.Это стадии транспортирования, хранения, реализации (поставка, продажа), использования (эксплуатация, включая эксплуатацию оборудования у производителей) и утилизации продукции.

Например, в проекте технического регламента «Безопасность химической продукции. Технический регламент» к объектам государственного контроля (надзора) отнесена химическая продукция, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации, указанная в Приложении 1 (указан код ОКП и название продукта, например, 02 5110 6 Бензины; 02 5120 0 Керосины; 02 5130 5 Топливо дизельное; 02 5210 8 Мазут; 02 5220 4 Топливо моторное; 21 1431 0 Хлор жидкий; 21 2210 1 Кислота соляная (хлористоводородная); 21 4511 3 Стекло жидкое натриевое; 22 1111 2 Полиэтилен высокого давления неокрашенный; 24 1213 0 Хлороформ и т.д.). В регламенте установлен Государственный контроль (надзор) за соответствием химической продукции, находящейся в обращении, обязательным

требованиям промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, экологической безопасности, санитарно–эпидемиологической безопасности и в области безопасности перевозки в процессах хранения, перевозки, реализации, промышленного применения и утилизации, в отношении человека, окружающей природной среды и имущества всех видов собственности.

Органы государственного контроля (надзора) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора). Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

Например, в техническом регламенте "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" объектами государственного контроля (надзора) являются выпускаемые в оборот и находящимся в обороте автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут. Установлено, что Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных в регламенте требований к продукции, за исключением авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации. Порядок проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением установленных регламентом требований к продукции осуществляется в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Орган государственного контроля (надзора) имеет право принимать определенное мотивированное решение о мерах пресечения деятельности производителя и продавца, установленные законодательством РФ. Однако, только суд решает, какие действия должен совершить ответчик. Это может быть отзыв продукции с рынка с информацией об этом приобретателей; это могут быть меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный государственный метрологический надзор - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий

Объектами Государственного метрологического контроля и надзора являются измерения, единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы, средства измерений, методики выполнения измерений.

Федеральный государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;

3) расфасовку товаров.

Например, объектом Государственного метрологического контроля и надзора являются средства измерения, применяемые в

-- здравоохранении: средства измерений кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, калибры, приборы счета клеток, средства взвешивания;

-- в области охраны окружающей природной среды и безопасности труда: дозиметры для контроля уровня радиации, шумомеры, шинные манометры для автомобилей, приборы для измерения содержания СО в выхлопных газах автомобилей;

-- в сфере торговых операций: жесткие и гибкие метры, измерительные ленты, планиметры, штангенциркули, микрометры, бутылки, бочки с указанием номинального объёма, мерные колбы и цилиндры, градуированные пипетки, бюретки и пробирки, гири, весы.

Обвес и обмер при совершении торговых операций может быть связан с неисправностью средства измерения. Однако известно, что исправность средства измерения ещё не является гарантией достоверных результатов измерений, получаемых в торговых операциях. Обвес, обмер, обсчет недобросовестных продавцов может оказаться намного большими, чем погрешность средства измерения и методики измерения. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Рассматриваемый вид надзора осуществляется государственным инспектором совместно с государственным торговым инспектором в виде контрольной покупки по четко прописанным правилам без предварительного уведомления предприятия – продавца.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть измерено без её вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров осуществляется путем контроля соблюдения метрологических требований к содержимому в упаковках, выраженному в показателе «нетто» для индивидуальной упаковки и партии товаров в упаковках. Установлены следующие требования к индивидуальной упаковке:

-- Недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию.

-- Погрешность определения содержимого «нетто» фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении Государственного метрологического надзора не должна превышать 1/5 предела допускаемого недовложения.

-- Среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке, то есть в каких-то упаковках может быть недобор, в других перебор, в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля качества.

ГОСТ 8.579-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте

Форма и размеры знака, удостоверяющего соответствие количества фасованных товаров в упаковках установленным требованиям

Государственный метрологический контроль – это

-- Утверждение типа средства измерений;

-- Поверка средства измерений;

-- Лицензирование метрологических работ.

Утверждение типа СИ необходимо для новых типов СИ при их производстве или ввозе по импорту. Проводятся испытания типового СИ, принимается решение об утверждении типа при положительных результатах испытания. СИ регистрируется в Государственном реестре, который ведет Росстандарт, выдается сертификат об утверждении типа. По истечении срока действия сертификата испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводятся снова. Информация об утверждении типа СИ публикуется в официальном издании Росстандарта.

Поверка СИ. На территории РФ эксплуатируется около 1,5 млрд СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750 – 1500 млн единиц. Каждый экземпляр СИ, подлежащий ГМК, подвергается поверке органами государственной метрологической службы или аккредитованными МС юридических лиц при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Поверка осуществляется физичеким лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИ к применению или признание непригодным к применению. Если СИ признано пригодным, то на него или в техниченскую документацию наносится отттиск поверительного клейма или выдается свидетельство о поверке.

Глава7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции; Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов Статья 40. Принудительный отзыв продукции Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: