Веберовская политическая социология

Веберовская теория капитализма.

В своей самой известной книге «Протестантская этика и дух капитализма»[14] Вебер постоянно, явно и неявно, спорит с Марксом по вопросу о природе и закономерностях развития капитализма. По ряду вопросов – и прежде всего по вопросу о генезисе и сущности капитализма – их взгляды оказались диаметрально противоположными.

Маркс возводил суть капитализма к эксплуатации человека человеком за счет присвоения прибавочной стоимости, а его происхождение выводил из развития производительных сил. А для Вебера капитализм – это закономерный результат рационализации общественной жизни, перехода от традиционного общества с его «идиотизмом сельской жизни» и патриархальными обычаями к современному, динамичному, наукоемкому обществу. Поэтому-то, по Веберу, непосредственная причина зарождения капитализма – не рост промышленного производства, а религиозный раскол (т.н. «Реформация»). Как известно, в результате Реформации единое прежде западное христианство раскололось на две части – на католическую церковь и на церковь протестантскую. Поэтому сначала возник «дух капитализма», а потом уже сложился сам общественный строй. Экономический успех был возведен протестантизмом в религиозное призвание. Первые капиталисты были религиозными фанатиками, но ни в коем случае не пьяницами, не обжорами и не развратниками. Они рассматривали свои экономические успехи как знак божеского к ним расположения, как знак того, что они, возможно, будут спасены и попадут на том свете в рай – заветная мечта каждого искренне верующего человека.

С проблемой рационализации связано еще одно важное понятие веберовской социологии – понятие «бюрократии». Именно Веберу принадлежит знаменитое выражение: «железная клетка бюрократии». Но если для Маркса и особенно для Ленина бюрократия – это проклятие современного, особенно социалистического, общества, то Вебер подчеркивал, что бюрократия – это неотвратимый спутник закономерной и неизбежной рационализации общественной жизни. Рост упорядоченности жизни предполагает и рост людей, которые ее упорядочивают.

И еще одна важная часть веберовской социологии – «социология власти» или «политическая социология». Вебер определял власть или господство следующим образом: «выраженная воля (приказ) одного или многих господствующих должна повлиять на действия других (тех, над кем господствуют) и действительно влияет на них таким образом, будто последние по своей воле сделали содержание приказа основным принципом своих действий».

Рассмотренные выше 4 идеальных типа социального действия содержат в себе и типологию трех идеальных типов власти, трех типов господства. Каждый из них отвечает на вопрос «почему же мы подчиняемся власти?»

(1) легитимный или легально-рациональный тип – правление в соответствии с законами, с «позитивным» правом;

(2) традиционный – правление в соответствии с традициями;

(3) харизматический тип господства, основанный на вере в необычные качества вождей.

В отличие от легально-рационального, основанного на авторитете права, традиционное господство основывается на святости унаследованных порядков и власти господ, на вере в привычное как норме поведения. «Харизма» - это считающиеся необычайными способности личности, благодаря которым она признается сверхъестественной, ниспосланной богом, и в силу этого становится вождем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: