Двух импульсный перелет между компланарными круговыми орбитами.
Формула (7) это приращение скорости, которое нужно сообщить КК, при переходе с одной круговой орбиты на другую. Возникает необходимость, при расчете о переходе КК с орбиты на орбиту, знать какое количество топлива необходимо для этого маневра.
Будем считать, что КК движется в воздушном пространстве и вне поля тяготения планеты (идеальный полет).
Читаем, что сила тяги КК направлена по вектору скорости, т.е. движение можно рассматривать, как прямолинейное.
Запишем дифференциальные уравнения КК в проекции на вектор скорости.
m – масса КК;
V – скорость КК;
P – тяга двигателей КК.
Так как движение КК происходит в безвоздушном пространстве, то можно записать:
- массовый секундный расход топлива;
W – скорость истечения продуктов сгорания (ПС) на срезе сопла.
Подставим (**) в (*)
Проинтегрируем это выражение (W=const)
Для определения С используем начальные условия полета:
При t=0: m=m0; V=V0
При t: m=m(t); V=V(t)
Рассмотрим приращение скорости за время t
- формула идеальной скорости (Циалковского).
В реальных условиях величину импульса скорости ΔV необходимо увеличивать на некоторую величину ΔVПОТЕРЬ , которая возникает из-за наличия сил тяжести, действующих на КК, а также некомпланарности вектора тяги и вектора скорости, Таким образом:
ΔU+ΔVПОТЕРЬ=ΔVХАРАКТЕРИСТИЧЕСКОЕ
ΔVХАР – это реальная скорость, которая должна быть сообщена КК, для выполнения двух импульсного перелета.
Рассмотрим случай:
mo – стартовая масса ракеты;
wт – масса топлива;
mк – масса конструкции КК (сухой вес).
Формула показывающая, сколько нужно израсходовать топлива, чтобы сообщить КК дополнительную скорость (ΔU+ΔVПОТЕРЬ).
В первом приближении,когда нам неизвестны особенности КК, параметры орбиты и т.д. можно принять, что ΔVПОТЕРЬ≈0 и тогда
Полученная зависимость между величиной импульса (ΔU) необходимого для маневра и запаса топлива (wт) позволяет нам ограничиться анализом потребного импульса скорости и не рассматривать характеристики самого КК, при решении многих задач механики космического полета.