Системы оборудования ракеты определяется способом управления. По способу управления различают автономное управление, телеуправление (теленаведение), самонаведение, комбинированное наведение.
Автономное управление выполняется по заданной программе с помощью ИСУ (инерциальная система управления). Соответствующая программа вводится в систему управления с наземного командного пункта непосредственно перед стартом. Автономное управление применяется на начальном участке полета после выхода из ТПК и склонения в направлении цели при вертикальном старте до начала теленаведения, радиоинерциального управления или самонаведения.
При теленаведении информация о координатах цели и ракеты определяется радиолокационными средствами наведения (РСН) или ОЭС, расположенными в блоке управления ЗРК. Эта информация используется в наземном или корабельном ЦВК (центральный вычислительный комплекс) для выработки команд управления, которые передаются на борт ракеты радиолокатором сопровождения и наведения по радиолинии и принимаются бортовой радиоаппаратурой наведения.
Преимущества теленаведения:
1. Возможность комплексирования целевой информации от различных источников, а именно: радиолокационных в различных диапазонах волн, оптико-электронных средств пассивных приемников в ИК- и видимом диапазоне и активных лазерных средств.
2. Высокая помехозащищенность.
3. Простота БА, малая масса ракеты.
Главные недостатки:
1. Увеличение ошибок наведения ~ дальности полета.
Теленаведение применяется для ЗУР малой дальности (до 20-30 км)
2. Ограничение канальности, т.е. числа одновременно сопровождаемых ракет и целей.
При теленаведении необходимо строить траекторию полета таким образом, чтобы угловое смещение ракеты относительно цели в течение всего полета не превышало сектор видимости радиолокационной станции наведения (РСН). Примеры современных телеуправляемых ракет: “Тор”, “Тунгуска”.
При самонаведении информация об относительных координатах цели и ракеты формируется ГСН на борту ракеты.
«+»: практическая независимость точности наведения на цель от дальности перехвата.
По способу аппаратной реализации различают активное, полуактивное и пассивное самонаведение.
Активное – передатчик и приемник, излучающий и принимающий сигналы, располагается на борту ракеты в составе активной ГСН: радиолокационной (АРГС) или оптической (АОГС).
«+»: полная автономность от наземных средств, отсутствие ограничений на форму траектории полета со стороны наземных информационных средств, возможность организовать всеракурсную многоканальную систему ПВО.
«–»:резкое увеличение массы и габаритов при увеличении дальности действия в зависимости от целей (“Stels”).
Эти ГСН применяются на конечном участке полета на небольшом относительном расстоянии между ЗУР и целью на конечном участке перехвата.
Полуактивное – передатчик радио - или оптических сигналов располагается в наземном устройстве подсвета цели, приемник, отражающий от цели сигналы, размещен на борту ЗУР в виде радиолокационной (АРГС) или оптической (АОГС) головки. Так как подсветчик на земле, то больше дальность полуактивного радиолокационного наведения. Полуактивное наведение до 30-40км: «Бук», «Hawk».
Пассивное самонаведение – на борту ракеты размещается РЛ- и ОЭ-приемник, воспринимающий излучение цели в соответствующем диапазоне волн. Пассивные оптические ГСН используют на дальности 6-7км на самолеты и 1-2км на атакующие ракеты (сверхмалой дальности). Пример ЗУР: «Стрела», «Игла».
Комбинированное – позволяет объединить достоинства теленаведения и самонаведения, в значительной мере избавиться от недостатков, присущих каждому методу в отдельности.
При комбинированном наведении полет ЗУР на цель разбивается на 2 участка: начальный участок, где управление осуществляется по информации от РЛС (или ОЭ) ЗРК, и конечный участок, где управление осуществляется с использованием бортовой ГСН. На начальном участке полета может использоваться теленаведение или инерциальное управление. В последнем случае РЛ сопровождает только цель и передает на борт ЗУР по радиолинии координаты цели и их производные. Местоположение ракеты, а также относительные координаты цели и ЗУР и команды управления, вырабатываемые в ИСУ, расположенную на борту ЗУР. ИСУ дает ЦУ бортовой ГСН, которая захватывает цель на автосопровождение на конечном участке полета, после сближения до относительной дальности, достаточной для обнаружения цели ГСН.