Анализ структуры веса УР
Лекция № 9 Весовое уравнение
(14) |
где KБЧ, KПГ, KБА, K1 …Ki - коэффициенты конструктивных и технологических особенностей I элементов;
Pi – эквивалентная силовая функция, действующая на I элемент;
sЭ I – эквивалентное расчетное напряжение в I элементе;
g I – удельный вес I элемента;
NЭ – эквивалентная расчетная нагрузка;
РЭ – вектор эквивалентных нагрузочных параметров двигателя;
Г = Г (D, li, dЭ, li, hi, Ci, S …) - вектор геометрических параметров;
li, dЭ, Si - длина, эквивалентная толщина, площадь;
li, hi, Ci – удлинение, сужение, стреловидность элементов планера;
w, j, gЗ – вес, удельный импульс, удельный вес топлива;
СХ (V) – коэффициент аэродинамического сопротивления;
Q Т – вектор удельного теплового потока к точкам планера;
mБЧ, mБА, mТ, mС, mТИ …mI – относительный вес боевой части, бортовой аппаратуры, топлива, сопла, теплоизоляции … i элемента;
|
|
WP, WБА, WБЧ, … Wi – объем ракеты, БА, БЧ … i элемента.
Поделив уравнение (14) на GО получим уравнение весового баланса ЗУР в безразмерном виде:
mБЧ + mБА + mПЛ + mТ = 1 (15)
Анализ структуры этого уравнения показывает, в каких пропорциях использован вес в ракете (каким из 4-х компонент отдано предпочтение), конкретное сочетание долей которых характеризует качество проекта.
Например, чем выше доля боевой части (mБЧ) и доля топлива (mТ) тем, по-видимому, больше боевое могущество ЗУР и тем меньше время доставки БЧ к цели (Vср max) при одинаковом стартовом весе ЗУР.
С другой стороны увеличения (mБЧ) и (mТ) (при GО = const) можно добиться только за счет уменьшения относительной доли веса, приходящейся на планер (mПЛ) и бортовую аппаратуру (mБА).
Поиск и выбор технических решений, уменьшающих mПЛ и mБА. для увеличения mБЧ и mТ является одной из главных задач структурного синтеза и параметрической оптимизации при проектировании ЗУР.
В соответствии с баллистическими особенностями ракет рассматриваемого класса, летающих в плотных слоях атмосферы, на габаритно-весовые характеристики ЗУР в целом существенное влияние оказывают аэродинамическое и баллистическое совершенство форм планера ЗУР, которое, с одной стороны, определяется совершенством аэродинамических форм, снижающим сопротивление на высоких скоростях и, с другой - конструктивным совершенством двигательной установки и оптимальным режимом сжигания топлива.
Учитывая высокую энерговооруженность гиперскоростных ЗУР, значительный эффект можно получить выбором оптимального калибра ракеты и схемы построения двигательной установки ЗУР.
|
|
Учитывая, что вес топлива, идущий на преодоление сил аэродинамического сопротивления (wа),, пропорционален D2 и времени полета, становится целесообразным стремление к уменьшению калибра ЗУР. Однако, при этом возникает противоречие, состоящее в том, что длина ЗУР при определенных значениях D существенно возрастает, как за счет увеличения длины полезной нагрузки (имеющей заданный объем), так и топлива двигательной установки.
Снять это противоречие позволяет применение бикалиберной двухступенчатой схемы ЗУР, в которой появляется возможность уменьшения потерь на преодоление аэродинамического сопротивления за счет малого калибра d маршевой ступени, а калибр D отделяемого стартового двигателя, работающего кратковременно, выбирать независимо от калибра d полезной нагрузки, исходя из максимальной эффективности двигательной установки по энергетическим и габаритно-весовым критериям.
(16) |
где KБЧ, KПГ, KБА, K1 …Ki - коэффициенты конструктивных и технологических особенностей I элементов;
Pi – эквивалентная силовая функция, действующая на I элемент;
sЭ I – эквивалентное расчетное напряжение в I элементе;
g I – удельный вес I элемента;
NЭ – эквивалентная расчетная нагрузка;
РЭ – вектор эквивалентных нагрузочных параметров двигателя;
Г = Г (D, li, dЭ, li, hi, Ci, S …) - вектор геометрических параметров;
li, dЭ, Si - длина, эквивалентная толщина, площадь;
li, hi, Ci – удлинение, сужение, стреловидность элементов планера;
w, j, gЗ – вес, удельный импульс, удельный вес топлива;
СХ (V) – коэффициент аэродинамического сопротивления;
Q Т – вектор удельного теплового потока к точкам планера;
mБЧ, mБА, mТ, mС, mТИ …mI – относительный вес боевой части, бортовой аппаратуры, топлива, сопла, теплоизоляции … i элемента;
WP, WБА, WБЧ, … Wi – объем ракеты, БА, БЧ … i элемента.
В весовое уравнение ЗУР (16) входят следующие группы элементов:
Первая группа – это элементы, вес которых изменяется пропорционально общему весу маршевой ступени (оперение (mОП), рулевой привод (mРП), стыковочные устройства (mСУ)) и в стартовой ступени (хвостовое оперение (mХО), механизм разделения (mМР) и топливо, идущее на разгон (mТ) до Vст).
Вторая группа –элементы, вес которых изменяется пропорционально:
d3 и D3 – поперечный набор корпуса маршевой ступени и двигателей;
d2 и D2 – доля топлива, идущая на преодоление аэродинамического сопротивления планера на стартовом и маршевом участках;
d-2 и D-3 – корпус маршевой ступени и двигателя;
Третья группа –элементы ЗУР, вес и объем которых задан и не изменяется (GБЧ, WБЧ, GБА, WБА).
Наличие элементов в ракете, изменяющих свой вес пропорционально d 3, D 3 и d -2 , D -3 (IIЯ группа), предопределяет наличие экстремума функции G0 = f (d,D).
Решением весового уравнения (16) совместно с уравнениями движения получена совокупность зависимостей (рис.2б) определяющих аэробаллистические характеристики tПОЛ, Vmax, nP,VCР = f (GM, Xmax), по которым выбирается рациональный вариант ЗУР с учетом конструктивных, боевых аэробаллистических характеристик, наилучшим образом удовлетворяющих тактико-техническим требованиям (ТТТ) к ЗУР и комплексу.
Кроталь | Роланд | Роланд-М5 | VT-1 | Тор | 9М100 | 9М311 | 57Э6-Е | |
GO, кг | ||||||||
VСР, м/с | ||||||||
XMAX,км | 12-16 | 10-12 | 10-12 | 10-12 | 8-10 | 18-20 | ||
GБЧ, кг | ||||||||
WБУ,л | ||||||||
WБА, л | 4-5 | 22-25 | 5-6 | 2,5 | 1,0 | |||
gСР.П, г/см3 | 1,2 | 0,8 | 0,78 | 1,0 | 0,83 | 1,0 | 2,85 | 3,4 |
mБЧ | 0,18 | 0,1 | 0,13 | 0,16 | 0,09 | 0,12 | 0,21 | 0,29 |
mТ | 0,3 | 0,43 | 0,53 | 0,42 | 0,43 | 0,45 | 0,4 | 0,45 |
mПЛ+ mБА | 0,52 | 0,47 | 0,34 | 0,42 | 0,48 | 0,33 | 0,39 | 0,22 |
К ЗУР (7) | 2,2 | 5,2 | 5,3 | 2,4 | 3,1 | 3,7 | 13,5 | |
~140 | - | 120 -130 | 100-110 | 120-130 | ||||
- |
Зависимости скорости от дальности для ракет, приведенных в таблице
|
|