Уравнение весового баланса УР

Анализ структуры веса УР

Лекция № 9 Весовое уравнение


(14)
Для выбора схемы ЗУР и сочетания проектных параметров, при которых достигалось бы максимальное значение критерия качества, рассмотрим весовое уравнение ЗУР в общем виде:

где KБЧ, KПГ, KБА, K1 …Ki - коэффициенты конструктивных и технологических особенностей I элементов;

Pi эквивалентная силовая функция, действующая на I элемент;

sЭ I эквивалентное расчетное напряжение в I элементе;

g I – удельный вес I элемента;

NЭ – эквивалентная расчетная нагрузка;

РЭ – вектор эквивалентных нагрузочных параметров двигателя;

Г = Г (D, li, dЭ, li, hi, Ci, S …) - вектор геометрических параметров;

li, dЭ, Si - длина, эквивалентная толщина, площадь;

li, hi, Ci – удлинение, сужение, стреловидность элементов планера;

w, j, gЗ – вес, удельный импульс, удельный вес топлива;

СХ (V) – коэффициент аэродинамического сопротивления;

Q Т – вектор удельного теплового потока к точкам планера;

mБЧ, mБА, mТ, mС, mТИ …mI – относительный вес боевой части, бортовой аппаратуры, топлива, сопла, теплоизоляции … i элемента;

WP, WБА, WБЧ, … Wi – объем ракеты, БА, БЧ … i элемента.

Поделив уравнение (14) на GО получим уравнение весового баланса ЗУР в безразмерном виде:

mБЧ + mБА + mПЛ + mТ = 1 (15)

Анализ структуры этого уравнения показывает, в каких пропорциях использован вес в ракете (каким из 4-х компонент отдано предпочтение), конкретное сочетание долей которых характеризует качество проекта.

Например, чем выше доля боевой части (mБЧ) и доля топлива (mТ) тем, по-видимому, больше боевое могущество ЗУР и тем меньше время доставки БЧ к цели (Vср max) при одинаковом стартовом весе ЗУР.

С другой стороны увеличения (mБЧ) и (mТ) (при GО = const) можно добиться только за счет уменьшения относительной доли веса, приходящейся на планер (mПЛ) и бортовую аппаратуру (mБА).

Поиск и выбор технических решений, уменьшающих mПЛ и mБА. для увеличения mБЧ и mТ является одной из главных задач структурного синтеза и параметрической оптимизации при проектировании ЗУР.

В соответствии с баллистическими особенностями ракет рассматриваемого класса, летающих в плотных слоях атмосферы, на габаритно-весовые характеристики ЗУР в целом существенное влияние оказывают аэродинамическое и баллистическое совершенство форм планера ЗУР, которое, с одной стороны, определяется совершенством аэродинамических форм, снижающим сопротивление на высоких скоростях и, с другой - конструктивным совершенством двигательной установки и оптимальным режимом сжигания топлива.

Учитывая высокую энерговооруженность гиперскоростных ЗУР, значительный эффект можно получить выбором оптимального калибра ракеты и схемы построения двигательной установки ЗУР.

Учитывая, что вес топлива, идущий на преодоление сил аэродинамического сопротивления (wа),, пропорционален D2 и времени полета, становится целесообразным стремление к уменьшению калибра ЗУР. Однако, при этом возникает противоречие, состоящее в том, что длина ЗУР при определенных значениях D существенно возрастает, как за счет увеличения длины полезной нагрузки (имеющей заданный объем), так и топлива двигательной установки.

Снять это противоречие позволяет применение бикалиберной двухступенчатой схемы ЗУР, в которой появляется возможность уменьшения потерь на преодоление аэродинамического сопротивления за счет малого калибра d маршевой ступени, а калибр D отделяемого стартового двигателя, работающего кратковременно, выбирать независимо от калибра d полезной нагрузки, исходя из максимальной эффективности двигательной установки по энергетическим и габаритно-весовым критериям.

(16)
Весовое уравнение (14) двухступенчатой бикалиберной ЗУР в функции калибров (d и D) примет вид:

где KБЧ, KПГ, KБА, K1 …Ki - коэффициенты конструктивных и технологических особенностей I элементов;

Pi эквивалентная силовая функция, действующая на I элемент;

sЭ I эквивалентное расчетное напряжение в I элементе;

g I – удельный вес I элемента;

NЭ – эквивалентная расчетная нагрузка;

РЭ – вектор эквивалентных нагрузочных параметров двигателя;

Г = Г (D, li, dЭ, li, hi, Ci, S …) - вектор геометрических параметров;

li, dЭ, Si - длина, эквивалентная толщина, площадь;

li, hi, Ci – удлинение, сужение, стреловидность элементов планера;

w, j, gЗ – вес, удельный импульс, удельный вес топлива;

СХ (V) – коэффициент аэродинамического сопротивления;

Q Т – вектор удельного теплового потока к точкам планера;

mБЧ, mБА, mТ, mС, mТИ …mI – относительный вес боевой части, бортовой аппаратуры, топлива, сопла, теплоизоляции … i элемента;

WP, WБА, WБЧ, … Wi – объем ракеты, БА, БЧ … i элемента.

В весовое уравнение ЗУР (16) входят следующие группы элементов:

Первая группа – это элементы, вес которых изменяется пропорционально общему весу маршевой ступени (оперение (mОП), рулевой привод (mРП), стыковочные устройства (mСУ)) и в стартовой ступени (хвостовое оперение (mХО), механизм разделения (mМР) и топливо, идущее на разгон (mТ) до Vст).

Вторая группа –элементы, вес которых изменяется пропорционально:

d3 и D3 – поперечный набор корпуса маршевой ступени и двигателей;

d2 и D2 – доля топлива, идущая на преодоление аэродинамического сопротивления планера на стартовом и маршевом участках;

d-2 и D-3 – корпус маршевой ступени и двигателя;

Третья группа –элементы ЗУР, вес и объем которых задан и не изменяется (GБЧ, WБЧ, GБА, WБА).

Наличие элементов в ракете, изменяющих свой вес пропорционально d 3, D 3 и d -2 , D -3 (IIЯ группа), предопределяет наличие экстремума функции G0 = f (d,D).

Решением весового уравнения (16) совместно с уравнениями движения получена совокупность зависимостей (рис.2б) определяющих аэробаллистические характеристики tПОЛ, Vmax, nP,V= f (GM, Xmax), по которым выбирается рациональный вариант ЗУР с учетом конструктивных, боевых аэробаллистических характеристик, наилучшим образом удовлетворяющих тактико-техническим требованиям (ТТТ) к ЗУР и комплексу.

  Кроталь Роланд Роланд-М5 VT-1 Тор 9М100 9М311 57Э6-Е
GO, кг                
VСР, м/с                
XMAX,км     12-16 10-12 10-12 10-12 8-10 18-20
GБЧ, кг                
WБУ                
WБА, л     4-5   22-25 5-6 2,5 1,0
gСР.П, г/см3 1,2 0,8 0,78 1,0 0,83 1,0 2,85 3,4
mБЧ 0,18 0,1 0,13 0,16 0,09 0,12 0,21 0,29
mТ 0,3 0,43 0,53 0,42 0,43 0,45 0,4 0,45
mПЛ+ mБА 0,52 0,47 0,34 0,42 0,48 0,33 0,39 0,22
К ЗУР (7) 2,2   5,2 5,3 2,4 3,1 3,7 13,5
  ~140 - 120 -130 100-110   120-130    
    -            

Зависимости скорости от дальности для ракет, приведенных в таблице



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: