Работоспособность элементов планера в условиях кинетического нагрева при гиперзвуковых скоростях полета определяется жаростойкостью, термопрочностью и стойкостью к возгоранию в условиях обдува воздухом применяемых материалов.
Типовая эпюра тепловых нагрузок на элементы планера ракеты приведена на рис.1.
возгоранию в условиях обдува воздухом применяемых материалов.
руль |
корпус |
крыло |
Зависимость температуры и давления от скорости ракеты
Рисунок 1 – Температура элементов планера
Наиболее нагружена передняя кромка носика, на который температура и давление определяются температурой и давлением торможения. На передних кромках руля и крыла эти параметры снижены стреловидной формой.
Жаростойкие металлы и стали, легированные хромом и никелем, возгораются и горят при более высоких температурах и давлениях, чем обычные стали! (табл.1)
Оплавление и потерю прочности элементов конструкции от кинетнагрева можно избежать применением более тугоплавких и жаростойких материалов и термобарьерных покрытий, уменьшающих и экранирующих тепловые потоки от газа к стенке.
|
|
Таблица 1
Металл Сплав | Температура плавления | Температура возгорания |
Ст 0 | ||
Милибден | 500-600 | |
Вольфрам | ||
Титан | 600-900 |
Результатами анализа температурных полей, воздействующих на ЗУР, и НИР, проведенным ГНЦ ЦНИИЧермет им. Бардина, показано, что детали планера ЗУР могут быть изготовлены из металлических материалов на основе интерметаллидов Ni, Al, Ni3Al, сплавов системы Fe-Cr-Al, нержавеющих сталей и никелевых сплавов (таблица 2).
Таблица 2
Сплавы | g, г/см3 | Тпл. |
Ni3Al | 7,3 | |
NiAl | 5,9 | |
Fe-Cr-Al | 7,2 | |
Ni- сплавы | 8,3 – 8,9 | 1265-1380 |
При относительно низкой плотности этих сплавов 5,9 – 7,3 г/см3 и высокой температуре плавления 1390 - 1638°С они имеют более высокую прочность и жесткость по сравнению с промышленными сплавами на никелевой основе.
Рекомендовано выполнить:
а) носовой обтекатель – из порошкового сплава – ПХ23Ю5 системы Fe-Cr-Al или интерметаллида Ni3Al;
б) руль- из сплава Н60Ю40 или интерметаллида Ni3Al с передней кромкой из NiAl или Fe-Cr-Al сплава;
в) крыло - из сплава Ni3Al с передней кромкой из Fe-Cr-Al сплава;
г) корпус ракеты- из нержавеющей стали Х18НЮТ, жаростойкого железохромоникелевого сплава типа ХН45Ю или никельхромового сплава типа ХН78Т;
д) сварные соединения – лазерной сваркой.
Для менее теплонагруженных ракет 57Э6 (Vmax =1300 –1400 м/с) допустимо применение сталей типа титана (крыло) и прессованных композиционных материалов типа АГ4-С и АГ-4В.
|
|
Для ЗУР, имеющих повышенные гиперзвуковые скорости полета V=2000м/с, необходимо применение для наиболее теплонагруженных элементов – углерод – углеродных композиционных материалов (УУКМ), керамических материалов с принятием мер по защите от термоудара и аблирующих покрытий (унос) на основе фторсодержащих материалов с низкой температурой плавления (носовая часть стартового двигателя).