Основные этапы и методы полигонной отработки ЗУР
Лекция № 22 Основные виды и этапы испытаний при проектировании УР
Испытания главного конструктора.
Предварительные испытания.
Государственные испытания.
Квалификационные испытания
Периодические испытания
Приемо-сдаточные испытания
Типовые испытания
Ужесточенные испытания
Последовательность и особенности испытаний.
Оборудование при проведении испытаний
Оборудование при проведении испытаний на конкретных примерах по экскурсии в отделах 32 и 33.
Последовательность отработки ЗУР
Экспериментально-полигонная отработка ЗУР бикалиберной схемы с отделяемым СД строится на последовательном усложнении состава испытуемых ракет и испытаний, начиная с баллистических пусков и кончая комплексными испытаниями ЗУР по движущимся и маневрирующим мишеням.
Такая технология обеспечивает получение результатов за счет упрощения анализа при последовательной отработке элементов, изменении состава имитаторов ЗУР и решаемые задачи приведены в таблице 7.
Ниже подробно описаны методы полигонной отработки ЗУР, обладающие определенной новизной по сравнению с традиционными:
- отработка элементов конструкции планера на кинетнагрев со спасением планера для последующего анализа его состояния;
- боевая отработка ЗУР, основанная на применении ракет-мишеней, построенных на базе отрабатываемых бикалиберных ЗУР.
Наиболее сложным и ответственным этапом является этап боевой отработки ЗУР, в котором задействуются все элементы ЗУР, предварительно отработанные на предыдущих этапах, и обеспечивающие системы комплекса – от системы обнаружения, сопровождения, до мишенной обстановки.
Спецификой гиперзвуковых ракет рассматриваемого класса является необходимость работы в нижних наиболее плотных слоях атмосферы, в которых проходит большая часть или весь полет.
При этом элементы конструкции планера должны выдерживать большие тепловые нагрузки от кинетнагрева.
Подбор материалов и геометрических форм такого планера является сложной задачей, требующей экспериментального подтверждения стойкости в процессе отработки.
С ростом скоростей полета вопросы отработки конструкции ракет на кинетнагрев усложняются в связи с трудностями создания адекватных режимов обдува в аэродинамических трубах (АД) с воспроизведением всего набора воздействий высокоскоростного потока воздуха со скоростью V¥ и реальной плотностью rВ.
Сложность картины обтекания реального планера с учетом интерференции его элементов и настроек, особенно на стартовом участке при наличии мощной истекающей струи СД, и невозможность моделирования потока в АД, приводит к неуверенности в полученных результатах продувок, что диктует необходимость поиска методов воздействия реального потока на ракету в натурном полете в полигонных условиях.
Ниже описаны два метода отработки планера на кинетнагрев, основанные на натурных пусках в режиме боевой баллистики с последующим торможением и спасением материальной части для анализа результатов теплового воздействия.
I-ый метод основан на настильной стрельбе под небольшим углом q 0 = 5 ¸ 10°, обеспечивающем баллистический полет в 3-х режимах: (рис.24):
1-й участок |
участок торможения |
участок спасения |
Рис.24
1-ый участок - режим боевой баллистики - планер испытывает реальное воздействие потока;
2-ой участок - режим торможения с гиперзвуковых скоростей до дозвуковых за счет силовых тормозных щитков, выдвигаемых в поток;
3-ий участок - спасение на тормозном парашюте до приземления.
II метод основан на стрельбе вверх с углами q 0 > 60°, обеспечивающем баллистический полет в 2-х режимах:
1-ый участок - режим боевой баллистики;
2-ой участок - режим высотного спасения со слежением РЛС «Кама» за траекторией.
Во втором методе отсутствует участок силового торможения и, соответственно, необходимость применения щитков, обеспечивающих это торможение.
В данном методе используется резкое снижение плотности после прохождения участка боевой баллистики и открытие парашюта при скоростных напорах при V» 700 м/с за счет низкой плотности атмосферы, эквивалентных по скоростному напору режиму V = 200 ¸ 250 м/с у земли.
При этом конструкция имитатора резко упрощается по сравнению с имитатором I метода, а вероятность нахождения при поиске повышается за счет возможности продолжительного непрерывного наблюдения за ракетой с помощью РЛС на фоне неба до точек падения.
Сравнение температурных характеристик при настильной стрельбе и стрельбе вверх (рис.27) показывает их малое отличие в связи с тем, что:
а) при стрельбе вверх начало полета проходит в плотных слоях атмосферы и параметры нагрева практически не отличаются;
б) уменьшение плотности воздуха с высотой приводит к меньшему баллистическому торможению (VQ=80° > VQ=30°), так что за счет более высокой скорости компенсируется различие теплового воздействия на планер и в некоторых случаях происходит даже больший нагрев, чем при настильной стрельбе.
Результаты воздействия кинетнагрева на элементы конструкции планера, полученные с помощью такой методики, для конструктора являются окончательными и не требующими дополнительного подтверждения в связи с полной имитацией условий боевой баллистики.