Тема: Литературный процесс во Франции 30-70-х гг

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. В русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Они вместе с романтиками активно участвуют в борьбе против классицистов.

Одновременно выходят манифест французских романтиков «Предисловие к драме «Кромвель»» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир». В них они отвергают эстетику классицизма, выступают за расширение предмета изображения, за отмену запретных тем и сюжетов. Высшим образцом для них является Шекспир, хотя Гюго и Стендаль воспринимают его по-разному. Также их объединяет критическое восприятие утверждающихся буржуазных отношений.

После революции 1830 г. пути реалистов и романтиков разойдутся. Объединять их будет только борьба с классицистами. Романтики усваивают опыт художественных открытий реалистов, особенно Бальзака. Реалисты 2 половины 19 в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». Так, например, Мериме за его культ экзотики («Маттео Фальконе», «Коломба», «Кармен»), Стендаля – за пристрастие к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей, Бальзака – за стремление к авантюрным сюжетам («История тринадцати») и использование фантастики («Шагреневая кожа»). В этом проявляется специфическая особенность реализма 1 периода – наследования от романтизма приемов, отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение романтизма для становления реализма во Франции трудно переоценить. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Французские реалисты придают антибуржуазной критике новый, социальный характер. Одним из значительных достижений романтизма считается открытие глубины индивидуальной личности, в познании внутреннего мира человека. Стендаль, опираясь на опыт медицины, психиатрии, свяжет психологию человека с его социальным бытием. Внутренний мир у него предстает в динамике, среда активно воздействует на становление личности.

Реалисты по-новому трактуют важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма. Реалисты сосредотачивают внимание на экономических структурах общества и на социальной психологии широких народных масс. Реалисты 2 периода изображают не только прошедшие эпохи (как романтики), но и современную действительность Франции. Свою главную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: