double arrow

Тема: Творчество Фредерика Стендаля

4

Ф. Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля, 1783-1842) – великий французский писатель, не понятый и не принятый критикой и современниками. Его великий шедевр «Красное и черное» не был замечен официальной критикой. Только Бальзак, Гете и Пушкин смогли по достоинству оценить роман. Вместе с тем, он открыл новый период в развитии западноевропейской литературы. Он восстал против царящего в начале 1820-х гг. классицизма и утвердил принципы современного искусства – реализма.

В 1835 он с грустью говорил, что его будут читать только в 1935. Стендаль создал психолого-аналитические произведения, лаконичные по стилю и форме. Тем самым он предугадал специфику искусства слова 20 века.

И. Эренбург: «Из всех французских авторов XIX века Стендаль нам наиболее близок… Стендаль положил начало той форме романа, которая нам представляется современной».

В то же время, современники считали его продолжателем традиций XVII-XVIII вв. Так, Бальзак писал о Стендале: «… Слог у него небрежный, неправильный, как у писателей XVIII века… Длинная фраза у него плохо построена, фраза короткая лишена закругленности. Он пишет почти в манере Дидро». Э. Золя полагал, что Стендаль «остался верен стилистической традиции XVIII века».




Применительно к творчеству Стендаля справедливы оба мнения. Он смог удивительным образом соединить традиции психологизма XVIII в. с аналитизмом XIX в. Стендаль дал свою, отличную от Бальзака, социально-историческую картину эпохи в исторической перспективе – из прошлого через настоящее в будущее. Он стал реалистом особого рода.

Стендаль с детства был свидетелем грандиозных исторических событий. Писатель родился за 6 лет до Великой французской революции 23 января 178 г. на юге Франции. Рано, в 7 лет потерял горячо любимую мать. Воспитанием занимался его дед Анри Ганьон, широко образованный человек. Стендаль рано пристрастился к чтению и пытался писать сам. В школе он увлекался математикой. Позже он решит обогатить искусство изображения человеческой души точностью и логической ясностью.

Впоследствии он напишет в своем дневнике: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом – все искусство».

1802-1805 гг. Стендаль проводит в Париже. Эти «годы ученья» сыграли важную роль в формировании его мировоззрения. Он становится республиканцем, врагом тирании. Создает произведения, направленные на исправление общественных пороков. Стендаль пытается найти истину, которая поможет найти счастье всем людям на земле. Своими учителями он выбирает великих просветителей – материалистов Монтескье и Гельвеция.

Настольными книгами юного Стендаля стали книги Гельвеция «Об уме» и «О человеке». Открытием для Стендаля стала утилитаристская концепция «личного интереса» Гельвеция. Согласно этой концепции, главным стимулом всех деяний человека является стремление к счастью. Но это идея не имела ничего общего с идеями эгоизма и эгоцентризма. Гельвеций утверждал, что живя с обществе себе подобных, человек должен ради собственного счастья творить добро для других. «Охота за счастьем» соединялась с гражданской добродетелью и обеспечивала благополучие всему обществу. Это «охота за счастьем» как двигатель всех поступков человека станет предметом изображения Стендаля. Стендаль, вслед за своими учителями-философами, был материалистом. И главное значение в формировании личности и способам «охоты за счастьем» он придает социальной среде, воспитанию и особенностям эпохи.



Стендаль выведет собственную формулу счастья: «Благородная душа действует во имя своего счастья, но ее наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставлять счастье другим».

Стендаль также развивает идею Гельвеция об огромной роли человеческого сознания и страстей в общественном развитии. Стендалю нравились люди, которые самозабвенно отдавались страстям. Главная страсть, по мнению Стендаля – это любовь, ей он посвятил специальный трактат «О любви».

В нем он говорит о четырех видах любви:

1) Любовь-страсть – высшая форма любви. Награжденный ею человек думает только о любимом человеке и ничто больше для него не существует.



2) Любовь-влечение. Она оставляет место и для других влечений.

3) Физическая любовь.

4) Любовь-тщеславие.

Стендаль отдает предпочтение любви-страсти и презирает любовь-тщеславие.

???Какие разновидности любви изображает Стендаль в своем романе «Красное и черное»?

Первый эстетический трактат «История живописи в Италии» (1817). В нем Стендаль впервые выступает против классицизма. Он считает его холодным, бездушным, устаревшим искусством.

Классицисты полагали, что идеал красоты неизменен. Стендаль же утверждает, что понятие прекрасного не может быть неизменным, так как оно зависит от восприятия и мировоззрения человека, которые быстро меняются. У древних греков было свое понимание прекрасного, а у современных людей должен быть свой идеал красоты. Этим новым идеалом, по мнению Стендаля, должен быть пыл души, чувствительность, остроумие, неожиданность, странность, своеобразие. По мысли Стендаля этот идеал еще не понят и не осознан.

За свою поздно начатую, но блистательную литературную карьеру Стендаль написал 5 романов: «Арманс» (1827), «Красное и черное» (1830), «Пармская обитель» (1838) и 2 неоконченных романа: «Люсьен Левен» (1835-1836) и «Ламьель» (1839), цикл итальянских хроник, повести и новеллы, путевые заметки, трактаты и книги по эстетике, литературе, музыке, искусству.

«Красное и черное» один из лучших романов Стендаля.

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них из хроники газеты Гренобля. Сын крестьянина решает сделать карьеру, становится гувернером в семье местного богача Мишу. Теряет место после того, как его уличили в любовной связи с матерью своих воспитанников. Далее он изгоняется из духовной семинарии, со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, затем пытается покончить жизнь самоубийством.

Эта судебная хроника привлекла Стендаля, он задумал роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Для романов Стендаля характерна хроникально-линейная композиция, организуемая биографией героя. В этом писатель тяготеет к традиции романистов XVIII в., и в частности Филдинга. Но в отличие от него, Стендаль строит свой роман не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет не интрига, а действие, происходящее в душе и разуме Жульена Сореля. Отсюда особая значимость внутренних монологов.

У романа есть подзаголовок «хроника XIX века». Театром действия становится вся Франция, представленная всеми социальными слоями: придворная аристократия (особняк ле Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг героя Фуке), крестьяне (семейство Сорелей). Изучая столкновение этих сил, Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. В истории соперничества Вально и потомственного дворянина Реналя Стендаль проецирует генеральную линию социального развития Франции, где на смену старой аристократии приходила все более набиравшая силу буржуазия. Однако мастерство стендалевского анализа не только в том, что он предугадал финал этого процесса. В романе показано, что «обуржуазивание» общества началось задолго до Июльской революции.

Миру корысти и наживы противостоит абсолютно равнодушный к деньгам герой Стендаля. Талантливый плебей вобрал в себя важнейшие черты своего народа: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, неколебимость в продвижении к цели. Он всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного а в законных правах сословия. Не случайно сын маркиза де Ла Моля говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину».

Пример Наполеона породил во Франции безумное честолюбие, он является для Жульена неким высшим образцом, на который он ориентируется, выбирая свою стезю. Жульеном овладевает безумное честолюбие, он желает славы для себя и свободы для других. Но первое одерживает в нем верх. Жульен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь на собственную волю, энергию, таланты. Но он живет в другую эпоху, в годы Реставрации такие люди как Жульен представляются опасными, их энергия – разрушительной. Поэтому у Жульена не возможности прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Противоречивое соединение в натуре Жульена плебейского, революционного, независимого, благородного начала с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления и составляют основу сложного характера героя. Противоборство этих антагонистических начал определяет внутренний драматизм Жульена. Путь героя наверх – это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь познавания подлинной сущности власть имущих. В Верьере он открывает моральную нечистоплотность, ничтожество, корыстолюбие, жестокость провинциального дворянства. В Париже он видит те же пороки, только прикрытые и облагороженные роскошью, титулами и великосветским лоском. Достигнув цели, став зятем могущественного маркиза Жульен понимает, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя.

Другим важным поворотным моментом в судьбе Жульена был роковой выстрел в Луизу де Реналь. После ее компрометирующего письма маркизу де Ла Моль, Жульен в полном смятении стреляет в любимую женщину. Этот момент, подобно катарсису древнегреческой трагедии, нравственно очищает и просветляет героя. Поэтому, ожидая казни, он решительно отказывается от помощи в освобождении и спасении. Стендаль связывает это очищение с возрождением первой любви Жульена. Луиза де Реналь воплощает нравственный идеал Стендаля. Она натура цельная, тонкая, ее чувство к Жульену естественно и чисто. За маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя она увидела чувствительного, благородного, доброго юношу. Только с Луизой де Реналь Жульен позволял себе быть самим собой, снимать маску, в которой он обычно появлялся в обществе.

Нравственное возрождение Жульена отражается и в изменении его отношения к Матильде де ла Моль. Брак с этой блестящей аристократкой должен был утвердить его положение в высшем обществе. В отличие от госпожи де Реналь, образ Матильды воплощает честолюбивый идеал Жульена, во имя которого он был готов пойти на сделку с совестью.



4




Сейчас читают про: