Обращение за назначением пенсии

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь.

В чем сущность конституционных основ социального обеспечения Республики Беларусь?

Одним из важнейших основных прав каждого гражданина Республики Беларусь как члена общества является право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом - это закреплено в ст. 47 Конституции Республики Беларусь. В этой статье подчеркнуто, что государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. Следовательно, забота о престарелых и нетрудоспособных членах общества, детях и семьях, их имеющих, всемерная охрана здоровья народа признается Основным Законом не только одной из важнейших функций белорусского государства, но и одной из общечеловеческих ценностей, нашедших правовое закрепление (ст. 45 Конституции Республики Беларусь). С возрождением белорусской государственности стала формироваться государственная национальная система социального обеспечения. Ее правовую основу составляли, кроме ст. 45, 46, 47 Конституции Республики Беларусь, и следующие законы и подзаконные акты:

1. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 17 апреля 1992 г.

2. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 17 декабря 1992 г.

3. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 30 сентября 1992 г.

4. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 31 января 1995 г.

5. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. «О фонде социальной защиты населения Республики Беларусь» и др.

На основе перечисленных выше законов и других правовых актов произошло становление и развитие белорусской национальной системы социального обеспечения, которая состоит из относительно самостоятельных элементов и подсистем.

К их числу следует отнести пенсионную систему, систему государственного социального страхования, систему выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, систему дополнительного социального обеспечения граждан за счет местных средств и средств предприятий всех форм собственности, систему социального обслуживания инвалидов и престарелых в домах-интернатах и обеспечения инвалидов протезно-ортопедическим изделиями и средствами передвижения, систему содержания и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, систему здравоохранения, санаторно-курортного лечения и отдыха.

Записать – [Право граждан на социальное обеспечение является одним из важнейших социально-экономических прав, составляющим элементом правового статуса. В объективном смысле право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение есть равная и одинаковая возможность всех граждан республики при их вступлении в конкретное правоотношение получить соответствующие виды социального обеспечения, будь то наступление старости, случаи болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потеря кормильца и другие случаи, предусмотренные законодательством.

Право на социальное обеспечение в субъективном смысле есть уже реализованная возможность в конкретном правоотношении, которая превратилась в правомочие конкретного гражданина. В этом правоотношении гражданин республики выступает как управомоченый субъект, а орган социальной защиты населения выступает в качестве обязанного субъекта.

При этом гражданин Республики Беларусь, реализовавший свое субъективное право на данный вид социального обеспечения (например, право на пенсию по возрасту или по инвалидности) в конкретном правоотношении, имеет право и возможность получить пособие по социальному страхованию при временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, а также получить соответствующие услуги по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Записать – [Однако получить соответствующие виды пенсий, пособий, услуг, льгот и натуральных видов социального обеспечения конкретный гражданин может лишь вступая в конкретное правоотношение по социальному обеспечению.

Это право состоит из самостоятельных прав граждан Республики Беларусь:

право на пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги, право на социальные пенсии;

право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, на погребение, многодетным и одиноким матерям, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и на другие виды пособий;

право на услуги по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по содержанию и социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, по содержанию и воспитанию детей граждан Республики Беларусь в детских дошкольных и внешкольных учреждениях

право на льготы по проезду в общественном и пригородном транспорте, по приобретению лекарств, по оплате коммунальных услуг, водогазоснабжению, по оплате за пользование электроэнергией и за пользование телефоном, по оплате стоимости путевок в санатории и дома отдыха;

право на получение бесплатных натуральных благ при протезировании, на обеспечение нуждающихся инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения;

право на обеспечение бесплатным питанием, лекарствами, постельными принадлежностями и другими натуральными благами при медицинском и санаторно-курортном лечении и обслуживании граждан Республики Беларусь, при содержании и воспитании детей граждан Республики Беларусь в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, при содержании и социальном обслуживании престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и в других случаях.

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст.1 Закона РБ от 17.04.1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

Порядок предоставления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 г. № 44.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, а также членов их семей регулирует Закон от 17.12.1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и членов их семей осуществляют с учетом условий и норм Закона РБ от 06.01.2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Пенсионное обеспечение за работу государственных служащих предусмотрено положениями Закона РБ от 14.06.2003 «О государственной службе в республике Беларусь».

Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом РБ от 05.01.2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании».

Кто имеет право на государственное пенсионное обеспечение?

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении».

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законодательством.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Рассмотрим виды пенсий.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии с законодательством назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: трудовые и социальные.

Гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, ежемесячное денежное содержание (по вопросу, касающемуся порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного содержания отдельным категориям государственных служащих, смотрите Указ Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 г. № 705) или ежемесячную страховую выплату, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.

Однако лицам, имеющим одновременно право на пенсию, не связанную с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячное денежное содержание и на ежемесячную страховую выплату назначается пенсия (ежемесячное денежное содержание) и ежемесячная страховая выплата.

Согласно ст. 4 Закона «О пенсионном обеспечении» назначаются:

А) трудовые пенсии:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет;

- за особые заслуги перед республикой;

Б) социальные пенсии.

Трудовые пенсии назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту представляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых Законом «О социальном обеспечении»

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (ст. 72 Закона):

- инвалидам, в т.ч. инвалидам с детства;

- лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

- детям – в случае потери кормильца;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Закон предусматривает обращение граждан за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Видовые признаки пенсий раскрываются в следующем понятии: «Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определённого пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду и являющаяся основным источником средств существования для неработающих пенсионеров»[1]. В нём можно выделить следующие родовые признаки пенсии:

· выплачивается ежемесячно в денежной форме;

· по целевому назначению выступает основным источником средств существования для неработающих пенсионеров;

· находится в определенной связи с предыдущей общественно полезной деятельностью, последнее условие является основным.

Порядок обращения за назначением пенсии регулируется ст. 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь №44 от 23.05.1997.

Обращение за пенсией

Обращаться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.

1. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"<*> заявление о назначении трудовой пенсии гражданам, работающим у работодателей - юридических лиц, и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через работодателя по месту последней работы.

(пункт 1 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)

------------------------------

<*> - В дальнейшем именуется Закон.

<**> Исключено. - Постановление Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87.

Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией. Заинтересованность в своевременном оформлении выхода на пенсию должна быть обоюдной, т.е. со стороны как работодателя, так и работника (поскольку рассмотрение вопроса о назначении пенсии осуществляется при наличии письменного волеизъявления (заявления) гражданина о назначении пенсии).

Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. При обращении за назначением пенсии заявитель (работник) предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство. Для граждан Республики Беларусь таким документом является паспорт Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца.

2. Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства.

Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).

Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.

Назначение (перерасчет) пенсии производится районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Однако по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, работодателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите) вопрос о назначении (перерасчете) пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для назначения пенсии документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.

Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным Законом, во всех случаях принимается только комиссией по назначению пенсий. О дате заседания комиссии предварительно извещается работодатель или заявитель.

Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения выдает или посылает работодателю или заявителю извещение об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.

Решение органа, осуществляющего назначение (перерасчет) пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите (комитет по труду, занятости и социальной защите соответствующего облисполкома или Минского горисполкома). Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, работодатель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.

Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом работодателем в письменной форме с указанием причины отказа.

3. Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, о перерасчете пенсии, о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя (законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, подают указанное заявление в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.

(пункт 3 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)

4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется представителем работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в установленном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимается представителем работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.

Обращающийся за пенсией (независимо от вида) в обязательном порядке должен предъявить документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:

- гражданин Республики Беларусь - паспорт гражданина Республики Беларусь;

- иностранный гражданин или лицо без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство;

- несовершеннолетние лица, не достигшие 16 лет, - свидетельство о рождении или паспорт.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и другие, а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если собраны не все необходимые документы, передаются имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих. Впоследствии недостающие документы представляются в установленные законодательством сроки.

5. Днем обращения за пенсией считается день приема районным (городским) управлением (отделом) по труду и социальной защите заявления (представления) со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.

Если заявление (представление) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами пересылается почтовой связью, днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения уведомления о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления). (часть 2 пункта 5 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.

Если недостающие документы будут представлены в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите позднее месячного срока, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.

6. Днем обращения за перерасчетом пенсии, возобновлением ее выплаты, переводом с одного вида пенсии на другой считается день приема районным (городским) управлением (отделом) по труду и социальной защите заявления со всеми необходимыми документами, если их нет в пенсионном деле (при пересылке заявления со всеми необходимыми документами почтовой связью - дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления).

Необходимо знать, что специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (например, получение документов о стаже работы и заработке из-за границы).

Они вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения Списка N 1 и Списка N 2.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом, назначающим пенсии, не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии.

Рассмотрим один пример

Иван Николаевич, Витебск:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: