Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. Политика как социальное явление




Китай

Индия

II. Вехи развития политической мысли

Место политологии в системе общественных наук

Структура политологии

Основные части: общая теория политологии и при­кладная политология.

Разделы: практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история по­литических учений и т. д.

Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

Ø политическая философия (общая теоретико-мето­дологическая база политологии);

Ø учение о политических институтах;

Ø теория международной политики;

Ø политическая история и др.

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.

Первые представления о политической власти и по­литической жизни появляются в III тыс. до н. э. в Егип­те, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.

Характерные черты социально-политических теорий раннеклассовых обществ:

Ø религиозно-мифологическое воззрение;

Ø этико-политическая направленность;

Ø прикладной характер.

Египет.По наставлениям Птаххетана (2690-2625 гг. до н. э.) боги — источник власти правителей. Фа­раоны, жрецы, рабовладельцы — вершители земных дел и законодатели. Вся система власти строилась на наси­лии и страхе.

Вавилон(II тыс. до н. э.). Законы Хаммурапи яв­лялись обязательными для всех жителей царства. Пра­восудие осуществляли чиновники и стражники. Покро­вителем справедливости считался бог Шамаш.

Персия(VIII—VIIвв. до н. э.). В учении Заратустры предназначение государства в постоянном ограничении зла и расширении власти добра. Этому служит и один из добродетельных людей — монарх.

Брахманизм— в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.

Буддизм— в VIIв. Сиддхартха отверг мысль о бо­ге как о верховной личности и правителе мира, перво­источнике законов и выступил с проповедью гуманизма.

Конфуцианство(Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только иде­альная по моральным качествам личность может управ­лять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы по­ведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администри­рование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын не­ба") — отец, который обязан заботиться о благе поддан­ных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распреде­ления богатства при господстве аристократии.




Даосизм (Лао-дзы, VI-Vвв. до н. а.):

· отказ от идеи божественного происхождения вла­сти;

· государственное управление на основе единых и определенных законов;

· "назад к природе", "деревня-государство" в ка­честве идеала (минимум социальной организации);

· резкая критика всякого насилия, войн и притес­нения народа.

Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.):

· идея принадлежности верховной власти народу;

· учет интересов народа в процессе управления;

· стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреб­лением низов;

· умелое сочетание в управлении государством на­казаний с мудрым наставлением.

Легизм (Шан Ян,400-338 гг. до н. э.):

· крайний деспотизм (абсолютная власть импера­тора, тотальный контроль за личностью, бюрократиче­ская регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);

· управление государством на основе жесткой сис­темы административных предписаний под страхом суро­вого наказания.

Развитие политической мысли в античном мире от­мечалось религиозно-мифологическим характером пер­воначальных представлений о политике и государствен­ном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую клас­сификацию государственных форм, определением клас­совой структуры общества, формулированием принци­пов политических форм властвования.



Солон(ок. 638 — ок. 559 гг. до н. э.) реформами воплотил в жизнь идею золотой середины реализации принципа политического компромисса: умеренная демо­кратия; беззаконие и междоусобицы — злейшие враги общества, порядок и закон — наибольшее благо.

Пифагор(ок. 580-500 гг. до н. э.). Идеал — госу­дарство, где полностью господствует справедливый за­кон. Критика демократии, анархии и своеволия. Чело­век по своей природе не может обойтись без руковод­ства, начальства и надлежащего воспитания. Обосновы­вал аристократические идеалы умственной и нравствен­ной элиты.

Гераклит(ок. 544 — ок. 470 гг. до н. э). За прав­ление "лучших", замену родовой аристократии аристо­кратией духа (знание и нравственность). Демократия — правление "неумных" и плохих.

Демокрит(ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник де­мократии, предпочитал приоритет законности. Общест­во, государство, законодательство созданы искусствен­но, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедли­вости в политике, этике, праве. Политика — самое важ­ное искусство, задача которого обеспечение общих ин­тересов свободных граждан полиса. Единомыслие, мо­ральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего пре­выше всего.

Сократ(469-399 гг. до н. э.). Сущность государства в справедливости и законности, которые им отождеств­лялись. Осуждал некомпетентность руководства. При­знавал любую форму строя, но самой рациональной счи­тал монархию, которую обслуживают самые образован­ные и справедливые аристократы. Негативно относился к "крайней демократии".

Платон(427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристокра­тическое государство с сословным делением на правите­лей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравен­стве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для челове­ка. Платон впервые дал классификацию форм полити­ческого устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовер­шенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "ис­кусство управления людьми".

Аристотель(384-322 гг. до н. э.) пришел, как и Платон, к той же классификации государственных ти­пов, но все многообразие существовавших форм сводил к двум основным — олигархии и демократии (остальные производные), но его симпатии были на стороне политии (система регулируемой демократии) — смешанной формы указанных, так как олигархия усугубляет суще­ствующее неравенство, а демократия чрезмерно уравни­вает богатых и простолюдин. Типы политического уст­ройства он разделял по числу властвующих лиц. Впер­вые проанализировал возникновение функций Государ­ства, считая его третьей (после семьи и общины), выс­шей формой общества. Политика должна играть нравственно-воспитательную роль, чтобы обеспечить достижение общего блага — справедливости, критери­ем которой является право.

Аристотелевская концепция солидарности и полити­ческая доктрина умеренности предполагали, что демо­кратия может успешно функционировать только при опоре на средние слои общества. Наивысшими форма­ми государственной власти считал те, при которых власть служит всему обществу.

Эпикур(341-270 гг. до н. э.) проповедовал аполи­тичность, а главную цель государственной власти и ос­нов политических отношений видел в гарантии безопас­ности людей, преодолении ими страха и не причинении вреда друг другу. Выступил с демократической концеп­цией о договорном происхождении справедливости, го­сударства и законов.

Полибий(ок. 200 — ок. 120 гг. до н. э.) утверждал, что общественная жизнь существует от природы и на­правляется судьбой, поэтому смену государственных форм изображал как кругооборот, как процесс, развивающийся по законам природы.

Марк Тулий Цицерон(106-43 гг. до н. э.) определял государство как дело, достояние народа. Положи­тельно оценивал значение богатства и общественного до­говора. Цель государства — охрана имущественных ин­тересов граждан. Лучшей из известных политических форм (царства, аристократии, демократии) называл синтез их лучших сторон.

Политическое мышление средневековья характери­зовалось по-прежнему сохранявшейся монархической идеей, теологической доктриной, идеологией гуманизма, порожденной Ренессансом. С переходом к Новому вре­мени зарождается политическая наука. Политика осво­бождается от теологии, утверждается идея общественно­го договора, закладывается фундамент современной по­литической науки (правовое государство, разделение властей, гражданское общество, суверенитет народа и т. д.).

Фома Аквинский(1225-1274). Источником власти и законов является Бог, а государство, созданное Богом, представляет из себя универсальный порядок. Полити­ческая власть существует там, где используются догово­ры и законы, цель которых — общее благо: обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Несправедли­вый приход к власти или злоупотребления ею наруша­ют заветы Бога, основы морали ивеления церкви. Ак­винский — сторонник политической монархии, где власть зависит от закона и не выходит за рамки его. Смысл теории Аквината в доказательстве превосходства духовной власти над светской.

Марсилий Падунский(1275-1343) обосновал идею народного суверенитета (верховным законодателем и единственным источником всякой власти может быть только народ). Первым в европейской политической мысли четко отграничил законодательную и исполни­тельную власть. Законы обязательны как для самого на­рода, так и для издающих их лиц. Падунский ратовал за выборность должностных лиц государства даже в условиях монархии (избранный монарх наиболее подходя­щий, чем правитель наследственный). Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской по­литической власти.

Никколо Макиавелли(1469-1527) порвал со сред­невековой теологической концепцией власти как некоего божественного института. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе по­литического поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Ввел в научный оборот понятие госу­дарства как организации, которая отделена от общества. Государство — социальная система, политическое со­стояние общества: отношения господства и подчинения, наличие организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Макиавелли рассматри­вал государство в движении как изменчивое состояние, зависящее от соотношения противоборствующих сил (народа и аристократии). Они — источник развития го­сударства и смены его форм. Он симпатизировал респуб­ликанским идеалам. При этом выдвигал тезис о насилии как средстве реализации "справедливой" государствен­ной цели. Политика для него — опытная наука, авто­номная сфера человеческой деятельности. Попытался освободить политику от морали (заидеологизированности),привнесенной религией: политику нельзя руковод­ствоваться только соображениями нравственности, т. к. у политики свои законы, своя логика.

Жан Боден(1530-1596) основал теорию государст­венного суверенитета: постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть, которая не ограничена никакими законами и условиями. Суверенитет означает свободную от подчинения законам власть над подданны­ми. Над ней нет никакой другой власти, кроме ее самой, а ее законы имеют обязательную силу для всех. Эта тео­рия обосновывала абсолютную монархическую власть как единственную силу, способную обуздать граждан­ские и религиозные распри, покончить с децентрализа­цией, обеспечить мир и правопорядок.

Томас Гоббс(1588-1679) защищал теорию общест­венного договора. Он определил основные понятия, ха­рактеризующие сущность человека: эгоизм и самосохра­нение. Отсюда политическая власть вытекает как необ­ходимость обуздания человеческой природы. Верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) ника­ким договором не связана со своими подданными, кото­рым необходимо полностью отказаться от своих полити­ческих прав и перенести их на государство. Абсолютная власть государства с неограниченными полномочиями — гарант мира и реализации естественных законов. Вместе с тем при отказе индивидов от политической свободы го­сударство сохраняло и гарантировало свободу экономи­ческую. Отдавая предпочтение абсолютной монархии, Гоббс являлся противником всякой оппозиции верхов­ной власти и считал необходимым введение цензуры. Он утверждал, что все граждане равны перед законом и мо­гут делать все, что не запрещено.

Джон Локк(1632-1704). Основные идеи:

1. разделение властей (законодательная принадлежит парламен­ту, исполнительная — суду и армии, федеративная (от­ношения с другими государствами) — королю и каби­нету министров);

2. парламентаризм (Д. Локк — сто­ронник конституционной монархии);

3. гражданское общество (права человека имеют верх над любыми госу­дарственными правами; гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основ­ным интересам);

4. суверенитет народа (первичность и верховенство власти народа над любой другой властью; право передачи власти в другие руки принадлежит на­роду; право народа на восстание, революцию, но не про­тив государства, а против деспотии);

5. правовое госу­дарство.

Шарль Луи Монтескье(1689-1755). Основные идеи:

1. закономерность развития всех явлений, в т. ч. в сфере общественных отношений;

2. идея народного представительства, ограничивающая власть монарха (гарантией политической свободы индивида могут быть только разделение и взаимная независимость законода­тельной, исполнительной и судебной властей; при этом: взаимоограничение властей, контроль за действиями друг друга; парламент из двух равноправных палат (аристократической и народной);

3. всеобщее избира­тельное право, свобода слова, печати, свобода совести;

4. нетрадиционная классификация форм политическо­го устройства: республика (на ее стороне его симпатии), монархия, деспотия;

5. географическая детерминация (государственное устройство зависит от условий жизни народа, под которым он понимал географические усло­вия);

6. критика абсолютизма, феодализма, церкви и духовенства.

Жан Жак Руссо(1712-1778). При решении про­блемы соотнесения личности, общества и государства (либерально-демократическая схема) на первое место он поставил общество, его интересы и потребности. Его ра­дикально-демократическая парадигма "общество — госу­дарство-личность" построена на ориентации самостоя­тельной роли личности в обществе, в котором основой политической жизни являлась неограниченная суверен­ность воли народа, а закон — выражением общей воли. Поэтому все представительные формы правления непри­емлемы. Так как они могут исказить волю народа, при­нятие законов должно опираться на непосредственное и всеобщее волеизъявление — референдум (плебисцит). Руссо отстаивал буржуазно-демократические права и свободы. Источник противоречий он видел в социальном неравенстве, появившемся в результате развития част­ной собственности, и альтернативой ему предлагал сво­боду и безусловное равенство юридических прав. Поли­тические предпочтения Руссо отдавал республике и счи­тал лучшей ту форму правления, при которой должност­ные лица избираются народом.

Иммануил Кант(1724-1804) заложил основы со­временной концепции правового государства. Верховенство закона является важнейшим признаком государства, целью и смыслом существования которого становится реализация правовых норм и положений. Закон, возвы­шающий одну часть общества над другой — противопра­вен. Центральным институтом публичного права явля­ется прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка принятием конституции, выражающей его волю, которая в свою очередь выражается через предста­вительство в парламенте. Кант принял идею разделения и субординации властей, но при условии приоритета за­конодательной перед исполнительной властью. Отсю­да — разграничение форм государства на республикан­скую (разделение властей) и деспотическую (их слия­ние). Кант был противником революции как пути пере­хода к идеальному государству, т. к. нельзя достичь пра­вового состояния противоправными средствами. Добиваться преобразований надо путем постепенной за­конодательной реформы.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831) впервые попытался применить диалектический метод к мировой истории как к прогрессивному процес­су, развивающемуся через борьбу противоположностей. Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, который, по его концепции, представляет собой человечество (взятое в целом) и распадается на три элемента: общее — сам мировой дух; единичное — отдельный человек (или дух во плоти); особенное — дух отдельного народа, который и является главным субъектом всемирной истории.

Не великие люди делают историю, а сама история создает своих героев. Развитие общества является не по­рождением субъективных стремлений правителей, а под­чинением объективной закономерности, которую можно познать научно. Такой внутренней закономерностью ис­тории Гегель считал прогресс в осознании свободы.

Политические явления первичны в общественном развитии.

Наилучшей формой правления Гегель считал кон­ституционную монархию, которая представлялась ему более устойчивой, поскольку в отличие от демократии и тирании уравновешивает интересы большинства и мень­шинства в обществе. Он не был монархистом, т. к. утверждал, что монарх необходим лишь как символ единства нации, а такую роль может играть и избранный президент.

Гегель был ярым противником революционных пе­реворотов и противопоставлял им реформы сверху.

Политическая философия Гегеля стала одним из ис­точников марксизма.

К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс(1820-1895) создали материалистическую теорию общества, принципиально отличную от всех предшествующих и современных им социологических концепций.

Суть материалистического понимания истории со­стоит в признании первенствующей роли материально­го производства по отношению к остальным сферам и сторонам жизни. В основе развития общества лежит спо­соб производства, который и является главным объектом познания. Производственные отношения формируют со­циальную структуру, которая предопределяет образ мыс­ли, определенные политические и юридические инсти­туты.

На протяжении всей истории развития общества су­ществовали господствующие классы (в первую очередь в экономической сфере). Классовые противоречия все­гда присутствуют в обществах, основанных на частной собственности на средства производства; борьба антаго­нистических классов — движущая сила развития обще­ства.

Государство как часть политической надстройки за­висит от способа производства. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. В классово-антагонистическом обществе государство — инструмент господства, эксплуатации одного класса дру­гим. Внутри каждого типа государства существует мно­жество «форм государства», которые по современным политологическим понятиям соответствуют типам поли­тических режимов. Независимо от типа и формы госу­дарство классового общества внутренне противоречиво. Основным является противоречие между владельцами средств производства и людьми, владеющими лишь сво­ей рабочей силой, что в свою очередь отражает проти­воречия между уровнем и характером развития произ­водительных сил и производственных отношений.

В капиталистическом обществе государство — это политическая организация буржуазии, созданная для обеспечения и сохранения своего господства над проле­тариатом. И хотя буржуазное государство может прини­мать, на первый взгляд, демократические формы, в дей­ствительности же оно существует только во благо гос­подствующего класса, а буржуазная демократия носит чисто формальный характер. Придя к власти, пролета­риат создает общество без антагонизмов, упразднив част­ную собственность, в результате чего государство стано­вится орудием господства большинства над меньшинст­вом. По мере продвижения общества к коммунизму, бес­классовому обществу, оно становится ненужным и отми­рает. Вмешательство государственной власти в общественные отношения также излишне.

Макс Вебер(1864-1920) в центре своей социоло­гии поставил понятие "господство", которое он отличает от власти в общем смысле, т. е. возможности проводить свою волю даже вопреки сопротивлению. Господство, по Веберу, — такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязать свою волю путем приказов. Причем, эта власть признается управляемыми индивидами, т. е. является легитимной (законной, узаконенной).

М. Вебер выделял три типа господства:

1. традици­онное, опирающееся на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку существовала всегда, на убеждение в святости издавна принятых традиций;

2. харизматическое, основанное на личной преданности человеку, по инициативе которого устанавливается дан­ный порядок, на вере либо в его историческое предна­значение, либо в его особое отношение с богом;

3. ле­гальное, т. е. подчинение не личности, а законам. При этом в системе легального господства аппарат власти (бюрократия), по Веберу, наиболее рациональная форма осуществления власти.

В развитии политологии можно выделить три этапа:

1. Становление ее как самостоятельной научной дис­циплины (с конца XIX в. до начала первой мировой вой­ны).

2. Расширение масштаба как теоретических, так и эмпирических политологических исследований, усиле­ние их прикладного характера (между двумя мировыми войнами).

3. Развитие международного сотрудничества в сфере политологии, создание в 1949 г. Международной ассо­циации политической науки (МАПН), активное взаимо­действие политологии с практической политикой, уси­ление дифференциации политического знания (после второй мировой войны).





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 893; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10608 - | 7803 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.178.160 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.