Лекция № 4. Текст зафиксирован в знаках

Структурность

Ограниченность

Выраженность

Текст зафиксирован в знаках. Непрочитанный и ненаписанный текст погибает в голове художника.

Визуальная поэзия - это когда на бумаге, стоя перед аудиторией в определенном порядке иголкой выкалывают дырочки - тоже знаковая фиксация образа, тоже текст

начало и конец текста, развертывание во времени, рамка в живописи, зрители, граница между залом и сценой в театре

стул дома - не предмет искусства, в театре - да.

Отложив книгу, из худ-ого мы переходим в реальный мир, но границы размыты. Читая, мы ощущаем себя в худ. мире. Мастерство художника в том, чтобы мы поверили, что худ мир = действительному

текст - это не хаос, он обладает внутренней иерархичностью.

Гаспаров:

Художественный мир текста - это система всех образов и мотивов, присутствующих в этом тексте.

В тексте предметы даны с их хар-кой (сущ. + прилаг)

Предметы сближаются посредством действий - глаг.

Характеристика действий - наречия

Художник использует синонимику. То, как и почему сближаются в его тексте те или иные слова и создает реальность текста.

Наименьшая единица худ. мира - одно произведение. Бывают исключения (Достоевский стремился к оконченности каждого фрагмента). Произведение может быть незавершенным, если его не успели дописать - худ. мир незавершен.

Худ. Мира строки, четверостишия нет

Большие единицы есть:

1)«Воронежские тетради» Мандельштама - объединение одной темой, один худ. Мир. в истоках и по единым законам построен.

2) Все творчество писателя.

Худ. мир. Блока, Достоевского. Константы - законы тв-ва

3) Лермонтов - поэт и художник. Законы, объединяющие то, что выразилось во всех видах искусства

4) Нехудожественная литература - дневники, письма, статьи. Прочтение их и присовокупление к худ. Миру помогает лучше понять тв-во писателя

5) Жизнь в понятии искусства. Идея худ. мира Блока + идея, заставлявшая его выстраивать жизнь.

6) целое лит. направление. Х.М. русского футуризма, англ. Сентиментализма.

Нужно осмысливать произведения. Понять автора - понять его произведение в зависимости от того, что сам автор приводит в качестве законов своего тв-ва.

Выводы: Худ. Мир присущ литре и др. видам искусства. У каждого вида искусства свой худ мир не похожий на реальный. Худ мир существует в рамках. Язык - знаковая система. Дорожное движение - тоже текст, но не каждый текст является художественным

Место литературы в ряду других искусств

Гумилев «Слово»

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Проблема различия худ. И научн. мышлений. Экономика и социология - формулы, литра - описывая те же явления использует слова с их изменчивой многозначной природой. Каждый автор выбирает слова, пользуется своим особым языком, чтобы определить то, что он хочет так, как он хочет.

С др. стороны литература, оперируя единственным материалом - словами, использует все их возможности. Писатель не может избавиться от полисемичности слова. Старые слова актуализируются с новым значением. Слова меняют значения, но старые значения не пропадают навсегда, наполняясь новым историческим содержанием. Наука от многозначности (полисемии) старается дистанцироваться

Писатель ориентируется на полноту реальных и мнимых значений, не столь важных для читателя. Использование слова в ином значении - один из лит-ых приемов.

Грамматика и синтаксис - единственный материал, которым владеет литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: