Статья 140. Случаи заключения соглашений об ограничении или освобождении от ответственности

Статья 139. Недействительность соглашения об ограничении или освобождении от ответственности

Ответственность сторон в договоре перевозки

Права и обязанности сторон в договоре перевозки

Предмет договора перевозки

См. п.2 ст.739 ГК.

Форма договора перевозки

Стороны в договоре перевозки

Понятие и виды договора перевозки груза

Договор перевозки груза – это соглашение, по которому перевозчик обязуется доставитьвверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получения груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п.1 ст.739 ГК).

Характеристика договора перевозки:

Ø Реальный;

Ø Двухсторонний;

Ø Возмездный.

Есть консенсуальные договоры (договор перевозки пассажира, договор фрахтования, навигационный договор, чартеры, годовые договора на автомобильном транспорте).

Виды договора перевозки груза соответствуют видам перевозок (см. вопрос № 1).

Пар. 2 учебника. Дискуссия о правовом положении грузополучателя.

Есть мнение, что это:

Ø Трехсторонний договор;

Ø Договор исполнения третьему лицу;

Ø Договор в пользу третьего лица.

Всегда письменная и применяется система единого документа.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства).

Документы предусмотрены транспортными уставами и кодексами.

См. пар.2 учебника.

Предметом договора перевозки является деятельность перевозчика по доставке груза.

Пар.4 учебника.

Один везет, другой платит.

Как исключение из общего правила п.2 ст.747 установлено, что соглашение перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении (сравни с п.2 ст.313 ГК) или устранении (сравни с п.4 ст.372 ГК) установленный законодательством ответственности недействительны за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза (но не пассажиров) предусмотрена законодательством (ст.139, 140 КТМ).

Соглашение перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительно, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при морских перевозках груза предусмотрена законодательством.

Перевозчик и грузовладелец вправе заключить соглашение об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности в случаях:

1) Морской перевозки груза на основании коносамента с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи;

2) Морской перевозки груза на основании коносамента живых животных и грузов, которые в соответствии с договором перевозятся на палубе;

3) Морской перевозки определенных грузов на особых условиях, когда характер или состояние груза либо обстоятельства, сроки и условия, при которых должна осуществляться морская перевозка, оправдывают заключение особого соглашения, если в этом случае выдается не коносамент, а иной документ, подтверждающий получение груза для морской перевозки.

П.2 ст.747 ГК П.2 ст.313 ГК П.4 ст.372 ГК
Соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательством. Размер законной неустойки может быть изменен соглашением сторон, если законодательство этого не запрещает. Заключенное ранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Одно из оснований для перевозчика.

Перевозчик, в соответствии со ст.750 ГК, транспортными уставами и кодексами отвечает за:

Ø Утрату;

Ø Недостачу;

Ø Повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке.

Условия ответственности. Перевозчик в соответствии со ст.750 отвечает по этому основанию, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть, и устранение которых от него не зависело (вина), то есть, таким образом, мы видим, что перевозчик по этому основанию отвечает по принципу вины. При этом вина перевозчика презюмируется, и он вправе доказывать свою невиновность. Для того чтобы не отвечать, он любым способом должен доказать отсутствие совей вины. В помощь перевозчику перечень обстоятельств на которые перевозчик может сослаться, доказывая свою невиновность, предусмотрен в транспортных уставах и кодексах (см.ст.113 УЖТ).

113. Организации Белорусской железной дороги несут имущественную ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, происшедшие после принятия груза к перевозке до выдачи его грузополучателю, если не докажут, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые организации Белорусской железной дороги не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело, вследствие:

Ø Причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

Ø Особых естественных свойств перевозимого груза;

Ø Недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном их осмотре при приеме груза к перевозке, применения тары, не соответствующей свойствам груза либо техническим нормативным правовым актам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

Ø Сдачи груза к перевозке без указания в перевозочных документах его свойств, требующих особых условий либо мер предосторожности при перевозке или хранении;

Ø Сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Этот перечень не является исчерпывающим. В нем содержатся лишь типичные обстоятельства, при которых может произойти утрата, недостача или повреждение груза. Например перевозчик докажет вину грузоотправителя или грузополучателя.

Для того, чтобы не отвечать достаточно хоть по собственной инициативе, хоть руководствуясь перечнем доказать свою невиновность.

ГК не содержит оснований при помощи которых можно переложить бремя доказывания на истца. Но такие основания содержаться в транспортных уставах и кодексах (см.ст.114 УЖТ).

114. Организации Белорусской железной дороги освобождаются от имущественной ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если:

Ø Груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными пломбами (запорно-пломбировочными устройствами) грузоотправителя или на исправном открытом подвижном железнодорожном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза в соответствии с правилами перевозок грузов;

Ø Недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с его перевозкой на открытом подвижном железнодорожном составе;

Ø Груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

Ø Недостача груза не превышает норм естественной убыли и предельного расхождения в результатах определения массы груза;

Ø Утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по причинам, вызванным неправильными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в накладной;

Ø Грузоотправитель, грузополучатель не выполнили или ненадлежаще выполнили таможенные и другие правила.

В таких случая перевозчику достаточно лишь доказать, что имело место одно из обстоятельств, перечисленных в перечне. Если перевозчик это докажет, то предполагается невиновным пока истец не докажет обратное.

Размер. ГК в п.2 ст.750 ограничивает размер ответственности перевозчика по этому основанию (нет упущенной выгоды, неполный реальный ущерб):

1. За утрату или недостачу груза он отвечает в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

2. За порчу или повреждение груза в размере той суммы, на которую понизилась стоимость;

3. Если была объявлена ценность – в размере заявленной ценности.

Кроме того перевозчик возмещает провозную плату (п.3 ст.750 ГК).

Перевозчик в соответствии с транспортными уставами и кодексами несет ответственность за просрочку доставки груза в пункт назначения и выдачу его получателю.

Условия в Гл.40 ГК не оговорено, но уставами и кодексами установлено, что ответственность по этому основанию наступает по принципу вины (ст.118 УЖТ, ст.114 ВК, ст.114 КВВТ, ст.134 КТМ).

118 УЖТ. За просрочку в доставке груза Белорусская железная дорога, ее организации уплачивают неустойку, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: