Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Рынок, сущность и условия возникновения

Право собственности как правило игры в экономических системах

Во всех экономических системах существуют один экономический фактор, который предопределяет содержание функционирования экономической системы, все правила игры в хозяйственной деятельности. Этот фактор – собственность.

В рамках неоинституционального направления была разработана экономическая теория прав собственности. Основателем был Рональд Коуз.

Особенность подхода:

1) Оперирует непривычным понятием «собственность», а использует термин право собственности. Не сам ресурс является собственностью, а «пучок» прав по использованию ресурсов. Полный «пучок» прав состоит из 11 элементов (Право владения (Право исключительного физического контроля над благом), право использования (Право на извлечения полезных качеств объекта), право управления (Право определять дальнейшую юридическую судьбу объекта), право на доход (Получать доход со сдачи объекта в аренду)) и в этих 11 элементов есть и обязанности. Права собственности понимаются в данной теории как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и их использованием. Эти отношения являются нормами поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать во взаимоотношениях с другими людьми, либо нести издержки за их несоблюдение, то есть права собственности – это определенные правила игры, принятые в обществе.

2) Понятие собственности выводится из проблемы ограниченности ресурсов. Отношение собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. С точки зрения авторов данной теории, исключить из доступа к ресурсам третьих лиц означает специфицировать права собственности на них.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Условия возникновения рынка:

1) Потребности людей безграничны, а ресурсы ограничены. Это ведет к возникновению обмена, так как люди не могут обеспечить себя всем необходимым.

2) Общественное разделение труда и специализация. Продукт производится не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости.

3) Самостоятельность экономических агентов.

4) Величина трансакционных издержек – это издержки связанные с поиском информации, заключением сделки, спецификации и защиты прав собственности.




double arrow
Сейчас читают про: