Закон предложения – при прочих равных условиях, рост цены, к увеличению объема предложения, снижение цены приводит к уменьшению объема.
Предложение – это такое количество данного блага, которое продавец готов реализовать на рынке при каждом уровне цен за определенный период времени.
Предложение
Закон спроса – при прочих равных условиях, рост цены приводит к уменьшению величины спроса, снижение цены приводит к росту величины спроса.
Эта зависимость может быть линейной и нелинейной.
Уравнение линейной функции спроса: Qd=a-bp
A и b отражают изменение неценовых факторов спроса. При изменении величины а, происходит сдвиг кривой спроса. При изменении величины в, изменяется наклон кривой. А показывает…
В показывает реакцию величины спроса на изменение цены.
Исключением из закона спроса является товар Гиффина (Низший товар, который занимает значительный удельный вес в бюджете потребителя).
Эффект Гиффина – при повышении цены на товар Гиффина, величина спроса на него увеличивается.
|
|
Кривая спроса имеет нисходящий вид. Линейная.
Общий вид нелинейной функции. Нисходящая гипербола.
Нисходящий характер кривой спроса объясняется действием трех эффектов:
1) Эффект дохода. При снижении цены на товар А, потребитель, в рамках фиксированного дохода. Увеличивает потребление товара А, не изменяя объем потребления товара В.
2) Эффект замещения. Потребитель замещает относительно дешевым товаром, относительно дорогой товар.
3) Закон убывающей предельной полезности – потребитель каждую последующую единицу блага, ценит меньше предыдущей, следовательно он будет её приобретать по более низкой цене.
Следует различать «изменение величины спроса» и «изменение спроса». На «изменение величины спроса» оказывает влияние цена. Происходит движение вдоль кривой спроса. От одной комбинации цена - количества, к другой. Неценовые факторы, при этом остаются постоянными. На изменение спроса влияют неценовые факторы производства и происходит сдвиг кривой спроса.
Неценовые факторы производства:
1) Вкусы и предпочтения потребителей.
2) Доходы потребителей.
3) Ожидания потребителей.
4) Цены на взаимозаменяемые и на взаимопополняемые товары. Если цена на один взаимозаменяемый товар возрастет, то спрос на другой товар увеличится.
5) Численность покупателей
Эта зависимость может быть линейной и нелинейной. Уравнение линейной функции предложения: Qs=a+bp.
Кривая предложения. Линейная. Зависимость прямая.
Нелинейная имеет вид гипербола возрастающей.