Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к следующим основным видам: общение, учебная, трудовая и игровая.
Общение – взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.
Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.
Общение – первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.
При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных учреждениях.
Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
У взрослых учение может приобретать характер самообразования.
Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя. Усвоение знаний – это проявление активной мыслительной работы учащегося. Усвоение материала требует непрерывного умения анализировать его, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, находить сходное и различное. Знания учащегося только тогда считаются усвоенными, когда он умеет применять их на практике.
Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами, разработанными для каждого года обучения с учетом возрастных особенностей психики школьника и его физических возможностей.
Учение школьника носит развивающий характер. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.
Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.
Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становиться производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).
Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры – включают несколько индивидов.
Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.
Встречаются смешанные типы игр: сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.
Игровое поведение людей и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра – своеобразное отражение жизни. Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы.
Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Игра удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности ребенка.
Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть. Правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, воспитывает чувства дружбы.
Чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставиться цель познать, осознать новое (игры в моряков, путешественников).
Наряду с положительными играми дети могут увлечься играми, отражающими отрицательные, низменные побуждения, например азартные игры, игры на деньги. В такие игры дети начинают обычно играть под соответствующим влиянием окружающих взрослых людей. В этом случае задача педагога показать пагубный характер игр, заинтересовать школьника умной, полезной игрой.
С возрастом школьники переходят к спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). В спортивной игре правила более строгие. Помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры позволяют игроку широко проявлять инициативу.