Подбор смазочных материалов

Смазочные материалы

Смазка оборудования

Одна из основных мер борьбы с износом деталей машины – это своевременное смазывание трущихся поверхностей.

Слой смазочного материала разделяет трущиеся поверхности, поэтому они не соприкасаются между собой мельчайшими выступами, которые и характеризуют шероховатость. Уменьшению трения благоприятствует подвижность смазки.

Кроме того, смазка хорошо отводит тепло, уносит частицы металла, обладающие абразивным (истирающим) свойством, и предохраняет детали от коррозии.

Когда поверхности 2-х сопрягаемых деталей полностью разделены слоем смазки и нагрузка воспринимается смазочной пленкой, имеет место так называемое жидкостное трение.

Когда большая часть сопряженных поверхностей разделена слоем смазки, но отдельные их элемента соприкасаются, имеет место полужидкостное трение.

Когда скользящие поверхности разделены очень тонким слоем смазки толщиной всего в несколько молекул, то трение между поверхностями называют граничным. Оно характеризуется особым физико-химическим взаимодействием смазки с поверхностью трения. Характер износа при граничном трении зависит в основном от значений нагрузки и температуры.

Сухое трение возникает при отсутствии смазки. Если слой смазки между 2-мя трущимися поверхностями разделяет их лишь частично, то имеет место полусухое трение.

Смазочные масла и мази, обычно минеральные, должны соответствовать ряду показателей, в том числе показателю вязкости (внутреннего трения), имеющему большое практическое значение. Под вязкостью жидкостей понимают их свойство, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих течение жидкостей. Различают вязкости динамическую, кинематическую и условную.

При подборе смазочных материалов для машин следует руководствоваться некоторыми правилами:

1. Быстроходные механизмы нужно смазывать маслами пониженной вязкости, иначе будет расходоваться излишняя энергия на преодоление сцепления частиц смазочного материала и, кроме того, соприкасающиеся поверхности деталей будут нагреваться сильнее обычного.

2. Тихоходные механизмы, работающие под большими нагрузками, нужно смазывать маслами высокой вязкости или же густыми (консистентными) смазками, которые представляют собой смеси минерального масла с каким-нибудь загустителем, например, кальциевым, либо воском, парафином и др. Применение в механизмах, работающих с большими знакопеременными нагрузками, масел пониженной вязкости неизбежно ведет к выдавливанию смазки, т.е. к её недостаточному количеству между трущимися поверхностями.

3. В процессе эксплуатации станков с тяжелыми столами, каретками, с направляющими скольжения и другими сборочными единицами при скорости их движения менее 20 мм/мин часто наблюдается прерывистое (скачкообразное) перемещение. Это объясняется тем, что в начале движения, когда преодолеваются силы трения в передаточных элементах, происходит рывок с последующей кратковременной остановкой. В этих случаях для уменьшения трения, обеспечения плавности хода и точности установочных перемещений узлов станков следует применять антискачковое масло ВНИИ НП-401.

4. Тяжелонагруженные тихоходные механизмы, работающие при высокой температуре, рекомендуется смазывать твердыми смазочными материалами, к которым относятся, например, тальк, графит, слюда.

Смазочные масла и мази имеют много видов и сортов с различными свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: