Понятие системы права и основные отрасли права

Виды нормативных актов

Норм-правовой акт – юр. документ, принимаемый уполномоченным гос-вом субъектом (органом, долж. лицом, орг-цией), имеющий формально выраженный хар-р, общеобязательный для всех субъектов на территории его действия.

Признаки НПА:

1. Письменный документ

2. Содержит властное волеизъявление, которое устанавливает нормы права, т.е. рассчитан на многократное применение;

3. Утверждается уполномоченным органом (орган гос.власти, местного самоупр., администр. организации (напр., ПВТР)

Система НПА: Конституция, законы, подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юр. силой (в т.ч.выше указов Президента) и принимаемый высшим законодательным органом либо всем народом на референдуме по специально установленной законодательством процедурой. Отличается от подзаконных актов по юр. силе, субъектам принятия и процедуре принятия.

Сущ-ет иерархия законов:

1. Конституция - принята путем референдума 12.12.1993,

2. ФКЗ (президент не имеет права вето, при принятии необх. 3\4 бол-ва Совета Федераций+2\3 депутатов Думы)

3. Нормы международного права.

4. ФЗ (гр. кодекс, бюдж. кодекс содержат коллизионные нормы, им придается особая юр. сила по сравнению с другими простыми ФЗ), принимаются Думой, одобряются Советом Федерации, подпис. Президентом, он имеет право отлагательного вето, кот. преодолевается 2\3 голосов каждой палаты.

5. законы субъектов РФ.

Подзаконные акты – нормативные акты, принимаемые во исполнение законов.

Классификация подзаконных актов:

По территории действия По способу принятия: По хар-ру компетенции субъекта:
Федеральные (общегос.) Региональные (органов исп. власти субъектов РФ), Муниципальные (местного самоупр.) Локальные (корпоративные, ПВТР) Коллегиальные (пост. Правительства) Единоначальные (приказ министра, указ През.) Общие Специальные – отраслевые и межотраслевые

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих одно общественное отношение

Подотрасль права – в крупных правовых отраслях могут формироваться комплексные правовые институты, состоящие из нескольких институтов.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, выделяемых на основе объективных критериев:

Критерии деления права на отрасли:

1. предмет правового регулирования – это круг однородных общ. отн., регулируемых данной отраслью права.

2. метод правового регулирования – это способы гос. воздействия на предмет правового регулирования, т.е. на общ. отношения. Их 2: императивный (метод власти и подчинения) исп. в отраслях публичного права (адм.право); диспозитивный (метод равенства сторон) исп. в отраслях частного права (гр, сем. право).

По предмету:

1. Конст. право регулирует самый широкий круг общ. отн.: между гос. и общ.; гос и личностью; общ и личностью; внутригосуд. отношения; межгосуд. отношения.

2. Адм. право: регулирует общ отн. в сфере гос. управления, т.е. в деят-сти исп. власти.

3. Гр. право – регулирует имуществ и связанные с ними неимуществ. отношения.

4. Семейное право – (наоборот) - регул. личные неимуществ. и связанные с ними имущ. отношения.

5. Трудовое право – регулирует общ. отношения в сфере «живого» труда.

6. Фин. право - регулирует общ. отношения в сфере гос. и муниц. финансов.

18. Способы систематизации законодательства:

Происходит по воле законодателя. С целью упорядочения зак-ва в РФ указом Президента периодически издается специальный правовой акт – Общеправовой классификатор.

Систематизация возможна 3-мя осн. способами:

Инкорпорация – путем упорядочения правового материала по какому-либо критерию (алфавиту, дате принятия акта, по виду акта, по предмету правового регулирования)

Кодификация – систематизация, при кот. вместо существ-го законодательства принимается обобщающий правовой акт – кодекс или основы законодательства.

Консолидация – промежуточное звено между инкорп. и кодификацией, когда из закона исключают все повторы и противоречия, т.е. остается только действующее закон-во. Это по сути подготовка к кодификации.

Кодификация всегда официальна. Инконкорп и консолидация – могут быть и официальными, и неофициальными. Систематизация по объему может быть генеральной и частной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: