И во внеурочное время

Особенности ППФП студентов на учебных занятиях

Формирование прикладных умений и навыков должно вестись на основе сознательного понимания студентами их сущности и последовательности: двигательное умение – способность неавтоматического управления действиями; двигательный навык – автоматизированное управление движением. Здесь важно, чтобы будущие специалисты научились определять, какие умения и навыки представляют наибольшую важность в их последующей работе.

Процесс овладения профессиональными видами деятельности предполагает формирование еще в студенческом возрасте профессионально важных качеств, из которых наиболее значимыми для ряда технических профессий являются следующие:

1) познавательные способности (самостоятельность мышления, творческие способности, оценочные и рефлексивные способности);

2) психомоторные умения (координация движений);

3) общепрофессиональные трудовые качества (практические умения и навыки, сходные для широкого круга разных видов профессиональной деятельности, связанные с использованием измерительной техники, а также технологические умения и навыки);

4) некоторые личностные качества (надежность, оптимизм, самодостаточность, сосредоточенность, умение реализовать себя в трудной обстановке, ответственность);

5) социально значимые личностные особенности (коммуникативность, откровенность, доверительность в отношениях с партнером).

В Ангарской технической академии были проведены исследования, посвященные анализу развития профессионально значимых физических качеств и двигательных навыков на при­мере специальности «инженер». В результате оказалось следующее распределение (по мне­нию студентов): общая выносливость – 60 %, быстрота – 40 %, гибкость – 35 %, ловкость – 30,5 %, равновесие – 31 %. При этом большую роль студенты отводили различным характеристикам внимания: распределение – 47 %, переключение – 23,3 %, устойчивость – 22 %, а также определенным личностным качествам.

Но, как известно, ни одно из вышеприведенных качеств невозможно развить и усовершенствовать без целенаправленной разносторонней физической подготов­ки, осуществляемой в рамках общей программы учебного заведения.

Исследования, проведенные в Белорусском государст­венном университете, в которых приняли участие более 4000 студентов, позволили обнаружить, что в целом абсолютно все осознают реальную потребность в физической подготовке и совершенствовании функций своего организма. Для решения этих задач необхо­дима комплексная оценка уровня физического здоровья, физического статуса и определения системообразующего фактора в процессе формирования физической культуры студента и ее ветви – профессионально-прикладной подготовки, кото­рая при интегративном воздействии средств физической культуры и спорта трансформируется в профессиональную физическую пригодность будущего специалиста.

Развитие прикладных физических качеств заключается в направленном развитии и совершенствовании основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Нужно учесть, что на первых этапах тренировок одновременно происходит их комплексное улучшение. В дальнейшем необходимы акцентированное развитие конкретных качеств путем подбора специальных упражнений, обоснованный подбор объема, интенсивности и особенностей применяемой физической нагрузки.

При подборе упражнений на развитие силы нужно выбирать движения сходные по структуре с основной деятельностью, величине и характеру нервно-мышечных усилий, амплитуде рабочих движений. В отличие от спорта некоторые виды производственной деятельности характеризуются длительным статическим напряжением значительных мышечных групп. С целью тренировки целесообразно введение в занятие изометрических упражнений, которые просты по выполнению и могут применяться на рабочем месте.

Как правило, в профессиональной деятельности важна не просто быстрота, а оптимальное сочетание быстроты и точности сравнительно несложных движений. Поэтому следует развивать точность сложных реакций (реакции на движущийся объект, реакции выбора и др.). В связи с этим полезны упражнения (например, в играх) с увеличением скорости, внезапности появления объекта
и т.д.

Развитие выносливости считается одним из эффективных средств достижения высокой профессиональной работоспособности, формирования высокой устойчивости организма к производственному утомлению.

В труде различают четыре варианта утомления, требующего специфических видов выносливости: умственное, сенсорное (утомление органов чувств), эмоциональное, физическое. При этом общая выносливость является определяющей для специфических видов выносливости.

Развитие ловкости и гибкости определяет быстроту овладения новыми движениями. Это прямо влияет на продуктивность трудовой деятельности. В связи с этим необходимо применение разнообразных средств физической культуры, использование подвижных игр, гимнастики.

Развитие специальных прикладных качеств – важная сторона ППФП. Специалистами отмечается, что такие качества развиваются в процессе труда, но только до определенного уровня. Превзойти его возможно путем моделирования такой деятельности. Подбор направленных упражнений и их применение позволяют повысить достигнутый уровень профессионального совершенствования. В связи с этим отмечается, например, что спортивные игры увеличивают быстроту реакций, расширяют поле зрения, пространственную ориентировку. В то же время лыжный спорт, бег на длинные дистанции, плавание способствуют развитию общей выносливости и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: