Список рекомендуемой литературы
Система контроля ППФП студентов
Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности студентов к успешному выполнению профессиональных функций по избранной специальности. Анализ результатов такой проверки обеспечивает определение качества ППФП, влияния на неё определенных средств физической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, оптимизирует весь процесс ППФП.
Методы проверки и оценки ППФП. Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросы по тематике ППФП. Определение уровня развития специальных для каждой профессии качеств можно изучать с помощью педагогических наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся. Кроме того, имеются методы определения подготовленности в условиях моделируемой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (оценка деятельности сердечно-сосудистой системы; определение физической работоспособности; оценка деятельности вестибулярного аппарата, оценка общей выносливости, силы, ловкости, гибкости и т.д.), а также тестирование различных показателей с помощью специально разработанной аппаратуры, например, приборов – рефлексометров, определяющих время реакции и др. (л. 9). Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимающихся в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам.
|
|
В этих целях применим метод обобщения независимых характеристик. При подведении результатов часто используются балловые оценки, унифицированная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности. При оценке способностей, по Р.Т. Раевскому: пять баллов – полное соответствие требованиям профессии; четыре балла – в большей мере соответствие требованиям; три балла – соответствие требованиям; два балла – частичное соответствие; один балл – полное несоответствие требуемым показателям.
В качестве примеров приводим некоторые методы проверки и оценки ППФП:
Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы – проба Руфье.
После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с(Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления.
Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:
Индекс Руфье = [ 4 (Р1+Р2+Р3) - 200 ]: 10
Оценка работоспособности сердца: менее 0 – атлетическое сердце; 0,1–5 – «отлично» (очень хорошее сердце); 5,1–10 – «хорошо» (хорошее сердце);
10,1–15 «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени); 15,1–20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).
|
|
Оценка вестибулярного аппарата –проба Ромберга (см. гл. 9).
Определение физической работоспособности – Гарвардский степ – тест (см. гл.9).
Оценка общей выносливости:
Таблица 4
12 минутный тест ходьбы и бега (по К. Куперу)
СТЕПЕНЬ | дистанция (км) | |
возраст | ||
13–19 лет | 20–29 лет | |
Очень плохо (муж) | Меньше 2,1 | Меньше 1,95 |
(жен) | "-" 1,6 | "-" 1,55 |
Плохо (муж) | 2,1-2,2 | 1,95-2,1 |
(жен) | 1,6-1,9 | 1,55-1,8 |
Удовлетворительно (муж) | 2,2-2,5 | 2,1-2,4 |
(жен) | 1,9-2,1 | 1,8-1,9 |
Хорошо (муж) | 2,5-2,75 | 2,4-2,6 |
(жен) | 2,1-2,3 | 1,9-2,1 |
Отлично (муж) | 2,75-3,0 | 2,6-2,8 |
(жен) | 2,3-2,4 | 2,16-2,3 |
Превосходно (муж) | Больше 3,0 | Больше 2,8 |
(жен) | Больше 2,4 | Больше 2,3 |
Определение степени физической работоспособности аэробного характера. За 12 минут пройти или пробежать максимальное расстояние. Определяется на стандартном круге стадиона, раздельно каждый студент по часам, считает количество кругов (пройденных в оптимально возможном темпе) суммирует и заносит данные в протокол.
Выявление силовой выносливости: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; жим штанги от груди; выпрыгивание вверх из приседа; поднимание ног к перекладине и др.
Выявление быстроты движений: теппинг – тест (см. гл.9); сгибание и разгибание рук в течение 10 с; приседания в течение 10 с; челночный бег и др.
Выявление ловкости (используются двигательные задания, выполняемые на время): расстановка карманных шахмат; манипуляционный тест (одевание шайб на штырьки); ловля теннисных мячей; преодоление лабиринта; перешагивание через гимнастическую палку и др.
Определение гибкости (в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах): выкрут назад с гимнастической палкой; поднимание рук вверх-назад; поднимание рук назад из положения руки внизу; вытягивание носков в положении сидя; наклон туловища вперед из положения стоя; гимнастический мост с прямыми ногами.
1. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 290–308.
2. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие для вузов / Р.Т. Раевский. – М.: Высш. школа, 1985. – 136 с.
3. Физическая культура студента: учеб. / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.