double arrow

Тема 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ


Список рекомендуемой литературы

Система контроля ППФП студентов

Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности студентов к успешному выполнению профессиональных функций по избранной специальности. Анализ результатов такой проверки обеспечивает определение качества ППФП, влияния на неё определенных средств физической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, оптимизирует весь процесс ППФП.

Методы проверки и оценки ППФП. Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросы по тематике ППФП. Определение уровня развития специальных для каждой профессии качеств можно изучать с помощью педагогических наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся. Кроме того, имеются методы определения подготовленности в условиях моделируемой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (оценка деятельности сердечно-сосудистой системы; определение физической работоспособности; оценка деятельности вестибулярного аппарата, оценка общей выносливости, силы, ловкости, гибкости и т.д.), а также тестирование различных показателей с помощью специально разработанной аппаратуры, например, приборов – рефлексометров, определяющих время реакции и др. (л. 9). Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимающихся в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам.




В этих целях применим метод обобщения независимых характеристик. При подведении результатов часто используются балловые оценки, унифицированная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности. При оценке способностей, по Р.Т. Раевскому: пять баллов – полное соответствие требованиям профессии; четыре балла – в большей мере соответствие требованиям; три балла – соответствие требованиям; два балла – частичное соответствие; один балл – полное несоответствие требуемым показателям.

В качестве примеров приводим некоторые методы проверки и оценки ППФП:

Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы– проба Руфье.

После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с(Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления.

Результаты оцениваются по ин­дексу, который определяется по формуле:

Индекс Руфье = [ 4 (Р123) - 200 ] : 10

Оценка работоспособности сердца: менее 0 – атлетическое сердце; 0,1–5 – «отлично» (очень хорошее сердце); 5,1–10 – «хорошо» (хорошее сердце);
10,1–15 «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени); 15,1–20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степе­ни).



Оценка вестибулярного аппарата–проба Ромберга (см. гл. 9).

Определение физической работоспособности– Гарвардский степ – тест (см. гл.9).

Оценка общей выносливости:

Таблица 4

12 минутный тест ходьбы и бега (по К. Куперу)

СТЕПЕНЬ дистанция (км)
    возраст
    13–19 лет 20–29 лет
Очень плохо (муж) Меньше 2,1 Меньше 1,95
(жен) "-" 1,6 "-" 1,55
Плохо (муж) 2,1-2,2 1,95-2,1
(жен) 1,6-1,9 1,55-1,8
Удовлетворительно (муж) 2,2-2,5 2,1-2,4
(жен) 1,9-2,1 1,8-1,9
Хорошо (муж) 2,5-2,75 2,4-2,6
(жен) 2,1-2,3 1,9-2,1
Отлично (муж) 2,75-3,0 2,6-2,8
(жен) 2,3-2,4 2,16-2,3
Превосходно (муж) Больше 3,0 Больше 2,8
(жен) Больше 2,4 Больше 2,3

Определение степени физической работоспособности аэробного характера. За 12 минут пройти или пробежать максимальное расстояние. Определяется на стандартном круге стадиона, раздельно каждый студент по часам, считает количество кругов (пройденных в оптимально возможном темпе) суммирует и заносит данные в протокол.

Выявление силовой выносливости: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; жим штанги от груди; выпрыгивание вверх из приседа; поднимание ног к перекладине и др.



Выявление быстроты движений: теппинг – тест (см. гл.9); сгибание и разгибание рук в течение 10 с; приседания в течение 10 с; челночный бег и др.

Выявление ловкости(используются двигательные задания, выполняемые на время): расстановка карманных шахмат; манипуляционный тест (одевание шайб на штырьки); ловля теннисных мячей; преодоление лабиринта; перешагивание через гимнастическую палку и др.

Определение гибкости (в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах): выкрут назад с гимнастической палкой; поднимание рук вверх-назад; поднимание рук назад из положения руки внизу; вытягивание носков в положении сидя; наклон туловища вперед из положения стоя; гимнастический мост с прямыми ногами.

1. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – С. 290–308.

2. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие для вузов / Р.Т. Раевский. – М.: Высш. школа, 1985. – 136 с.

3. Физическая культура студента: учеб. / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999. – 448 с.







Сейчас читают про: