Тема 3.1. Формирование целей организации
Раздел 3. Общие функции менеджмента
Мотивирование как функция менеджмента
Принятие решений в менеджменте
Управленческое решение - осознанный вывод об осуществлении (или о неосуществлении) каких-то действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления, в управленческих документах.Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных или появлением новых задач в сфере деятельности менеджера.
Примеры управленческих решений по функциям управления:
Формирование целей: утверждение стратегической концепции организации, утверждение целевых параметров проекта
Планирование: утверждение плана производства, утверждение календарного графика работ, утверждение штатного расписания, утверждение сметы затрат
Организация: утверждение организационно-правовой формы, утверждение организационной структуры фирмы, создание и ликвидация структурных подразделений, утверждение положений о службах и должностных инструкций
|
|
Контроль: определение критериев оценки состояния дел в организации, определение критериев оценки деятельности сотрудников, утверждение положений об оценке и учете в организации
Регулирование: изменение сроков, объемов, ресурсного обеспечения, целей, организационной структуры, целей организации под давлением объективной информации, полученной в результате контроля.
Мотивирование позволяет сформировать наиболее благоприятные условия деятельности каждого из участников управляемого процесса, стимулирующие получение высоких результатов.
Мотивирование как функция менеджмента означает действие, направленное на побуждение участников организации к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Категории мотивирования:
Ø Потребность – осознанное ощущение недостатка чего-либо
Ø Побуждение – обеспечение стремления объектов управления удовлетворить осознанные потребности.
Ø Стимул (вознаграждение) – это цель, к которой направлены побуждения. Стимул и вознаграждение может быть как материальным, так и нематериальным (психологическим)
Цели организации формируются на определенный период. Цель отражает определенные намерения организации, которые ведут к достижению этой организацией некоторых результатов в ее деятельности.
Цель и результат соотносятся как намерение и фактическое состояние. Цель описывается как намерение, планируется и организуется ее достижение, а результат становится ясен в конце процесса.
Масштабные намерения организации определяются ее стратегическими целями.
|
|
Достижение стратегических целей реализуется черезгенеральную программу действий организации, которая называется стратегией. Стратегия как программа действий включает установление приоритетов проблем, ресурсов и последовательности шагов, необходимых для достижения стратегической цели.
Стратегия может быть базовой (частной) и функциональной.
Базовая стратегия представляет собой генеральную программу действий организации в целом. Функциональные стратегии представляют собой программы развития отдельных функциональных сфер организации.
Выработка стратегий является предметом стратегического менеджмента. Можно сказать, что в рамках стратегического менеджмента осуществляется разработка стратегии организации.