РАЗДЕЛ 8. Анализ инвестиционной деятельности
Варианты использования маржинального анализа при принятии управленческих решений
Определение критической суммы постоянных затрат, переменных затрат на единицу продукции, цены реализации
Аналитический способ определения уровня безубыточности
Графический способ определения безубыточности
ТЕМА 2. Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности организации
Прп S ((VРПобщ · Удi · (pi - bi)) - А
Прп S ((VРПобщ · Удi · (pi - bi)) - А
Зрп S (VРПобщ. · Удi · bi) + А
Прп S ((VРПобщ · Удi · (pi - bi)) - А
Факторный анализ прибыли и рентабельности продукции на основе маржинального анализа
► факторный анализ прибыли:
Побщ = S ((VРПобщ · Удi ·(pi - bi)) – А
► факторный анализ рентабельности продукции (затрат):
R з общ..= ------ = ------------------------------------------
► факторный анализ рентабельности продаж (оборота):
R об= ------ = -------------------------------------------
В S (VРПобщ. · Удi · pi)
► Рентабельность операционного капитала:
R опер. кап= ------ = ---------------------------------------------
Копер S (VРПобщ. · Удi · pi)/ Кобопер
- Безубыточность. Зона безубыточности
- Аналитический и графический способы определения уровня безубыточности
- Определение критической суммы постоянных затрат, переменных затрат на единицу продукции и критического уровня цены реализации
- Варианты использования маржинального анализа при принятии управленческих решений
- Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении:
Вкрит (РПкрит) = А / Дмп
- Безубыточный объем продаж в натуральном выражении (для одного вида продукции):
VРПкрит = А / МПед = А / (p - b)
- Объем продаж для получения требуемой суммы прибыли (П) (для одного вида продукции):
VРП = (А+П) / МПед = (А+П) / (p - b)
- Уровень безубыточности в натуральном выражении:
ЗБ = (VРП -VРПкрит)/ VРП
- Уровень безубыточности в стоимостном выражении:
ЗБ = (В -Вкрит) / В
- Критический уровень постоянных затрат:
А= VРП• (p - b) = В • Дмп
- Окупаемость постоянных затрат:
ТА= Вкрит / (В/12 мес.)
- Критический уровень переменных затрат на единицу продукции:
b = p - (А/VРП)
- Критический уровень цены реализации:
p = (А/VРП) + b
- О принятии проекта при ограниченном рынке сбыта – положительное решение, если VРПкрит востребован рынком:
VРПкрит определяют путем сравнения вариантов без проекта (1) и с проектом (2):
VРПкрит · b1 + А1= VРПкрит · b2 + А2 Þ VРПкрит = (А2 - А1) / (b1 - b2)
- О принятии решения об увеличении производственной мощности – положительное решение, если при сравнении вариантов с увеличение и без увеличения мощности изменение П, VРПкрит, ЗБ принимает положительное значение.
- О принятии дополнительного заказа по цене ниже критического значения (н-р, при спаде производства) – положительное решение, если при сравнении вариантов с принятием и без принятия дополнительного заказа изменение С, П, VРПкрит, ЗБ принимает положительное значение:
С= ((А+Адоп)/(VРПвозм+ VРПдоп))) + b
П= VРПвозм • (pвозм - b) + VРПдоп • (pдоп - b) - (А+Адоп)
VРПкрит = (А + Адоп) / (pср - b)
ЗБ = ((VРПвозм+ VРПдоп))- VРПкрит))/ (VРПвозм+ VРПдоп))
- О выборе между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, зап. частей, услуг, созданием собственной базы и т.п. - Если потребность в деталях больше критической потребности выгодно собственное производство, при меньшей потребности более выгодно покупать:
критич. потребность определяется путем приравнивания затрат при произв-ве собств. силами (З собст = b • Х +А) и затрат при приобретении (З приобр = p• Х)
- О принятии варианта использования машин и оборудования (н-р, при разработке резервов сокращения затрат) - решение при сравнении VРПвозм и VРПкрит:
VРПкрит определяется путем приравнивания затрат по двум сравниваемым вариантам (за неизвестное принимается VРПкрит)
- О выборе варианта технологии производства – решение при сравнении VРПвозм и VРПкрит:
VРПкрит определяется путем приравнивания прибыли по двум сравниваемым вариантам (за неизвестное принимается VРПкрит)
- О принятии решения по оптимизации выпуска продукции – положит. решение в пользу тех изделий, которые вносят больший вклад в общую маржу покрытия:
Для решения сравнивают сумму прибыли при различных структурах произв-ва и реализации продукции
П = В • Дмп - А Дмп = S (Удi • Дмпi)) = S (Удi • ((pi - bi)/pi))
- При обосновании структуры производства с учетом ограниченности ресурсов таких как, VРП (границы спроса на продукцию), трудовые ресурсы (общее кол-во или по профессиям), материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом кол-ве), недостаток ФРВ оборуд-я и т.п.):
Для принятия решения определяют маржинальную прибыль, которую дает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокую МП на единицу недостающего ресурса.
Инвестиции - представляют собой вложения капитала во всех его формах с целью:
- обеспечения его роста в предстоящем периоде. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
- решения определенных социальных задач
Задачи анализа:
- оценка динамики и степени выполнения плана инвестиционной деятельности;
- оценка эффективности инвестиционной деятельности;
- разработка мероприятий по повышению эффективности инвестиционной деятельности
Источники информации:
- данные аналитического учета по счетам, связанным с инвестиционной деятельностью;
- бизнес-план;
- проектно-сметная документация;
- отчет о вводе в действие объектов основных средств и использовании инвестиций в основной капитал
Этапы ретроспективного анализа:
- анализ выполнения объемов инвестиций за отчетный год и в динамике за исследуемый период времени (объемы валовых и чистых инвестиции, объем инвестиций на одного работника, коэффициент обновления ОС, анализ инвестиций в разрезе направлений вложений);
В области реального инвестирования:
- анализ выполнения плана инвестирования в разрезе объектов инвестиционной программы и изучение причин отклонений от плана;
- анализ выполнения плана по вводу объектов строительства;
- анализ незавершенного строительства;
- анализ стоимости СМР (подрядным и хозяйственным способом);
- анализ расходов на приобретение основных средств
В области финансового инвестирования:
- анализ объема и структуры инвестиций в финансовые инструменты;
- анализ доходности финансовых вложений в целом и отдельных финансовых инструментов
Система показателей для ретроспективного анализа:
В области реального инвестирования:
► дополнительный выход продукции на рубль инвестиций:
► снижение себестоимости продукции в расчете на рубль инвестиций:






