Формы общественного признания достижений в области качества
Таблица 6.2
| № | Уровень иерархии | Объект управления | Элементы объекта управления | Механизм управления качеством | Форма общественного признания |
| Качество продукции | Готовая продукция | Качество изделия, качество сервиса | Контроль соответствия | Сертификат соответствия на продукцию | |
| Качество производства | Производство | Качество оборудования, технологии, процессов, условий труда, квалификации рабочих | Система управления качеством продукции | Сертификат соответствия на систему | |
| Качество организации | Организация | Качество системы управления Качество оснащенности Качество руководства Качество организации | Всеобщее управление качеством (TQM) | Премии качества | |
| Качество общества | Общество | Качество культуры Качество политико-правовой и экономической Качество системы Качество информации Качество науки и техники Качество жизни |
Основной формой общественного признания для организаций являются премии качества. Наиболее известными премиями за достижение успехов в области качества являются:
- Премия Деминга (Япония, 1951 г.). Ориентирована на оценку стандартизации и стабильности процессов;
- Премия Болдриджа (США, 1987 г.). Вручается победителям конкурса за достижение запланированного уровня качества;
- Европейская премия (1992 г.). Оценивает по девяти направлениям;
- Премия Правительства РФ в области качества (1996 г.), оценивает деятельность фирмы по девяти направлениям и ориентирована на обеспечение совместимости с зарубежными премиями с максимальным учетом российской специфики. Например, критерий Европейской премии «Воздействие на общество» был заменен актуальными для России критериями «Безопасность продукции» и «Экологичность продукции».
Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами.
Основные требования к качеству продукции (услуг) устанавливают нормативно-технические документы, называемые стандартами. Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительными являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).
Серия стандартов ИСО-9000, обобщившая опыт множества национальных организаций по управлению качеством. В настоящее время рассматривается как основа для обеспечения стабильности качества продукции любого предприятия.






