Тема 7 Стандартизация в управлении качеством

Формы общественного признания достижений в области качества

Таблица 6.2

Уровень иерархии Объект управления Элементы объекта управления Механизм управления качеством Форма общественного признания
  Качество продукции Готовая продукция Качество изделия, качество сервиса Контроль соответствия Сертификат соответствия на продукцию
  Качество производства Производство Качество оборудования, технологии, процессов, условий труда, квалификации рабочих Система управления качеством продукции Сертификат соответствия на систему
  Качество организации Организация Качество системы управления Качество оснащенности Качество руководства Качество организации Всеобщее управление качеством (TQM) Премии качества
  Качество общества Общество Качество культуры Качество политико-правовой и экономической Качество системы Качество информации Качество науки и техники Качество жизни    

Основной формой общественного признания для организаций являются премии качества. Наиболее известными премиями за достижение успехов в области качества являются:

  • Премия Деминга (Япония, 1951 г.). Ориентирована на оценку стандартизации и стабильности процессов;
  • Премия Болдриджа (США, 1987 г.). Вручается победителям конкурса за достижение запланированного уровня качества;
  • Европейская премия (1992 г.). Оценивает по девяти направлениям;
  • Премия Правительства РФ в области качества (1996 г.), оценивает деятельность фирмы по девяти направлениям и ориентирована на обеспечение совместимости с зарубежными премиями с максимальным учетом российской специфики. Например, критерий Европейской премии «Воздействие на общество» был заменен актуальными для России критериями «Безопасность продукции» и «Экологичность продукции».

Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами.

Основные требования к качеству продукции (услуг) устанавливают нормативно-технические документы, называемые стандартами. Управление качеством продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительными являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Серия стандартов ИСО-9000, обобщившая опыт множества национальных организаций по управлению качеством. В настоящее время рассматривается как основа для обеспечения стабильности качества продукции любого предприятия.




double arrow
Сейчас читают про: