СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ.
Тема 6 Взаимодействие спроса и предложения
1. Спрос на товары и услуги.
2. Предложение товаров и услуг.
3. Равновесная цена. Четыре правила спроса и предложения.
4. Эластичность спрос и предложения.
Пусть на рынке действуют производители товаров и услуг и их потребители.
Количество товара, на который предъявлен спрос – тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желают и могут приобрести в определенный промежуток времени.
Функция спроса отражает обратную зависимость величины спроса на благо от цены
QD=f(P),
где, QD – величина спроса на благо; Р – цена этого блага.
Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различное количество товара.
Р |
Q |
QD |
А |
В |
Изменение величины спроса |
Изменение спроса |
QD1 |
Зависимость объема спроса от цены обратная и фиксируется законном спроса: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявлен спрос. Кривая спроса представлена кривой с отрицательным наклоном.
|
|
Обратная зависимость динамики спроса от цены определяется тремя причинами.:
1. Снижение цены приводит к увеличению покупателей
2. Снижение цены расширяет покупательский спрос потребителей, что позволяет больше приобретать подешевевшего товара – «эффект дохода».
3. Подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который был бы направлен на приобретение другого товара – «эффект замещения».
Существует исключение из закона спроса, связанное с товаром Гиффена. Суть феномена в том, что при определенных обстоятельствах величина спроса растет при росте цены. Появление товаров Гиффена на практике свидетельствует о социальном неблагополучии и снижении жизненного уровня отдельных слоев общества.
Различают спрос отдельного потребителя – индивидуальный спрос и совокупный, рыночный спрос:
,
где qij – индивидуальный спрос на i - тый товар j -го покупателя,
n – количество покупателей.
Под воздействием изменения цены, происходит изменение величины спроса (движение вдоль кривой)
Неценовые факторы изменяют весь спрос и кривая D смещается: при увеличении спроса – вправо, при уменьшении – влево.
Неценовые факторы, смещающие кривую спроса:
2. Доход потребителей (Y)/
Товары, cпрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода – товары высшей категории.(нормальные товары).
Товары, спрос на которые изменяется в противопожнном направлении, т.е. растет при снижении доходов – товары низшей категории.
|
|
3. Цена на сопряженные товары(P1…Pn)
Когда два продукта взаимозаменяемы (субституты), между ценой на один и спросом на другой существует прямая связь
Когда два продукта взаимодополняемы (комплементарные товары), между ценой на один и спросом на другой существует обратная связь.
4. Численность и структура покупателей (N). Рост числа потребителей приводит к расширению рыночного спроса, а при сокращении численности будет сужаться. Старение населения будет сопровождается сокращением спроса на блага предназначенные для активного отдыха, при этом расширится спрос на медикаменты и услуги здравоохранения.
5. Инфляционные ожидания(Е). Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить покупать больше данного товара в настоящее время.