Потребительские предпочтения (Т)

СПРОС НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

Тема 6 Взаимодействие спроса и предложения

1. Спрос на товары и услуги.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесная цена. Четыре правила спроса и предложения.

4. Эластичность спрос и предложения.

Пусть на рынке действуют производители товаров и услуг и их потребители.

Количество товара, на который предъявлен спрос – тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желают и могут приобрести в определенный промежуток времени.

Функция спроса отражает обратную зависимость величины спроса на благо от цены

QD=f(P),

где, QD – величина спроса на благо; Р – цена этого блага.

Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различное количество товара.

Р
Q
QD
А
В
Изменение величины спроса
Изменение спроса
QD1


Зависимость объема спроса от цены обратная и фиксируется законном спроса: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявлен спрос. Кривая спроса представлена кривой с отрицательным наклоном.

Обратная зависимость динамики спроса от цены определяется тремя причинами.:

1. Снижение цены приводит к увеличению покупателей

2. Снижение цены расширяет покупательский спрос потребителей, что позволяет больше приобретать подешевевшего товара – «эффект дохода».

3. Подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который был бы направлен на приобретение другого товара – «эффект замещения».

Существует исключение из закона спроса, связанное с товаром Гиффена. Суть феномена в том, что при определенных обстоятельствах величина спроса растет при росте цены. Появление товаров Гиффена на практике свидетельствует о социальном неблагополучии и снижении жизненного уровня отдельных слоев общества.

Различают спрос отдельного потребителя – индивидуальный спрос и совокупный, рыночный спрос:

,

где qij – индивидуальный спрос на i - тый товар j -го покупателя,

n – количество покупателей.

Под воздействием изменения цены, происходит изменение величины спроса (движение вдоль кривой)

Неценовые факторы изменяют весь спрос и кривая D смещается: при увеличении спроса – вправо, при уменьшении – влево.

Неценовые факторы, смещающие кривую спроса:

2. Доход потребителей (Y)/

Товары, cпрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода – товары высшей категории.(нормальные товары).

Товары, спрос на которые изменяется в противопожнном направлении, т.е. растет при снижении доходов – товары низшей категории.

3. Цена на сопряженные товары(P1…Pn)

Когда два продукта взаимозаменяемы (субституты), между ценой на один и спросом на другой существует прямая связь

Когда два продукта взаимодополняемы (комплементарные товары), между ценой на один и спросом на другой существует обратная связь.

4. Численность и структура покупателей (N). Рост числа потребителей приводит к расширению рыночного спроса, а при сокращении численности будет сужаться. Старение населения будет сопровождается сокращением спроса на блага предназначенные для активного отдыха, при этом расширится спрос на медикаменты и услуги здравоохранения.

5. Инфляционные ожидания(Е). Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить покупать больше данного товара в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: