Выбор оптимального размера производства фирмой - монополистом

МОНОПОЛИЯ

Здесь существует один продавец уникального товара, который способен полностью контролировать объем предложения, это позволяет выбирать ему любую цену исходя из спроса, и рассчитывая при этом получать прибыль.

Барьеры вступления в отрасль: эффект масштаба; естественные монополии; искусственные барьеры;

PM
PD
PO
QO
QD
QM
K
OM
MR
M
P
O
MC
ATC
D


Особенность графика применительно к монополии – он справедлив не только для отдельной фирмы, но и для всей отросли.

Объём производства устанавливается на уровне ОМ, соответствующем точке MR = MC. Проекция этой точки на кривую спроса задаёт и равновесную цену РМ. Сама точка ОМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

Вторая особенность монополистического рынка – низкая эластичность спроса, соответственно, большая крутизна кривой D. Низкая эластичность объясняется уникальностью и незаменимостью товара, отсутствием конкурирующих товаров.

Третья особенность – с особой силой реализуются последствия несовершенной конкуренции. Сильное недопроизводство товара по сравнению с конкурентным уровнем (QM < QО). Значительное завышение цен в сравнении с совершенной конкуренцией (РМ > РО). Тенденция к постоянному получению экономической прибыли (РМ – АТСМ > O).

Ценовая дискриминация.

При определенных условиях монополист мог бы более полно использовать свое положение и увеличивать прибыли, назначая разные цены для различных покупателей – это ценовая дискриминация. Она имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.

Треугольник ОМОМ называют часто мёртвым грузом, так как он представляет собой объём производства, пропавшего как для потребителей, так и для монополиста. Так как кривая предельных издержек МС проходит на этом участке ниже кривой спроса D, то есть для каждой дополнительной единицы продукции в интервале от QM до ОО нашёлся бы потребитель, готовый заплатить больше, чем составили издержки её производства. Например, QD – тая единица продукции. Издержки производства можно определить по кривой МС. По определению предшествующих издержек они составляют QDК, а кривая спроса показывает, что существуют потребители, готовые заплатить за неё QDD, то есть заметно больше (на величину КD). Но монополист не производит QD – ю единицу продукции, ограничиваясь QM, то есть нарушают интересы и потребителя и производителя. Продавец рад бы продать QD продукции, но нужно снижать цену, а это снизило бы прибыль.

Вывод: продажа разным покупателям по разным ценам одинаковой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: