Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.
Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков – вопрос о факте монополизации.
Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:
на долю одного продавца приходится 33%;
на долю трех - 50%;
на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).
Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
| Для определения степени монополизации рынка используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана): , где - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке; i - фирма. Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10х102); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8x102+202). На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если: |
ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения; ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок; ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются. |
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
"потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
предельного темпа роста цен;
предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.
Обычно законодательные меры предполагают:
запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).
ТЕМА 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1. Система национальных счетов
2. Измерение внутреннего производства
3. Реальный и номинальный национальный продукт. Дефлятор ВВП
1. Система национальных счетов
Система связанных статических показателей, Построенная в виде счетов и таблиц для получения общеэкономической картины страны.
С конца 60-х годов СНС принята ООН в качестве стандартной системы и рекомендована всем странам. Показатели, входящие в систему позволяют измерять объем производства в определенный промежуток времени, определять тенденции экономического развития на перспективу, формировать и внедрять экономическую политику. В СНС отражены с одной стороны наличные ресурсы, а с другой – их использование. Оно показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.
Участниками экономических отношений выступают:
- нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги с целью получения прибыли;
- домашние хозяйства, функция которых – потребление;
- государственная и местная администрация, которая оказывает услуги, не реализуемые за деньги.
- финансовые учреждения, кредитные учреждения;
- хозяйственные агенты за пределами территории страны.
Участники экономических отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы записаны дважды, как наличные и как используемые. В результате, для больших категорий операций получается равновесие. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений.
По конкретным труппам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:
- счет производства – это баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;
- счет образования доходов – это баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;
- счет эксплуатации – это баланс распределения добавленной стоимости между зарплатой, выплатами по социальному страхованию и косвенными налогами;
- счет-распределение – это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;
- счет капитала – баланс финансирования инвестиций;
- финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовых обязательств страны, чистые кредиты и чистые долги.